От Версаля до «Барбароссы». Великое противостояние держав. 1920-е – начало 1940-х гг. - читать онлайн книгу. Автор: Нина Владимировна Васильева, Виталий Богданов, Виктор Гаврилов cтр.№ 62

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - От Версаля до «Барбароссы». Великое противостояние держав. 1920-е – начало 1940-х гг. | Автор книги - Нина Владимировна Васильева , Виталий Богданов , Виктор Гаврилов

Cтраница 62
читать онлайн книги бесплатно

Операция разрабатывалась в обстановке полной секретности. Кроме этого, подготовку советских войск к наступлению удалось скрыть с помощью маскировочных и дезинформационных мероприятий. Советско-монгольская сторона стремилась создать у противника впечатление, будто она готовится не наступать, а обороняться. С этой целью применялись широковещательные радиостанции, имитировались окопные и другие инженерные работы. Были выпущены специальные листовки-памятки о последовательности подготовки бойца к обороне. Передавались сообщения и сводки с данными о ходе подготовки оборонительной операции. Час перехода в наступление был доведен до подчиненных только перед самым началом операции. Все это себя оправдало. Японцы, как потом выяснилось, действительно до начала удара не знали о готовящемся наступлении.

К новому наступлению готовилась и японская Квантунская армия. Оно намечалось на 24 августа, на этот раз с ограниченной целью – овладеть районом восточного берега реки Халха [440]. Для наступления выделялись дополнительные силы. Был подписан императорский указ об объединении всех японских войск, действовавших в районе Халхин-Гола, в 6-ю армию под командованием генерал-лейтенанта Риппо Огису.

Однако советско-монгольские войска упредили японцев. Рано утром 20 августа советско-монгольские войска перешли в наступление. Утром 24 августа войска северной и южной групп встретились в районе погранзнака Номон-Хан-Бурд-Обо, завершив за четыре дня полное окружение основных сил японской 6-й армии. Все попытки противника разорвать кольцо окружения или пробиться к окруженным извне были сорваны советскими войсками.

К 31 августа остатки японской группировки были уничтожены, вся территория МНР очищена от противника. Советско-монгольские войска вышли на границу с Маньчжоу-го на всем ее протяжении. На отдельных участках японские войска пытались взять реванш за поражение вплоть до 12 сентября. Бои в воздухе между советскими и японскими ВВС продолжались до 15 сентября 1939 года.

Нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 года произвело сильное впечатление на японские военные круги и особенно на командование Квантунской армии, которое жаждало реванша за поражение. Было зафиксировано сосредоточение японских войск в Маньчжурии на границе с МНР «с целью нанесения Красной армии решительного удара» [441]. Судя по захваченным документам, 5 сентября командующий японской 6-й армией Риппо Огису отдал приказ о подготовке нового наступления [442].

Тем не менее японское руководство осознало бесперспективность продолжения конфликта [443]. 9 сентября 1939 года японский посол в Москве Того Сигэнори посетил Наркомат иностранных дел и от имени японского правительства предложил заключить перемирие, создать комиссии по демаркации границы, организовать комиссию по урегулированию будущих конфликтов между СССР и Маньчжоу-го и превратить район Халхин-Гола в демилитаризованную зону. 16 сентября боевые действия были прекращены, начались переговоры.

Японские потери за время боев на Халхин-Голе составили около 61 тыс. солдат и офицеров, из них около 25 тыс. убитыми. Советские войска потеряли 23 926 человек, из них – около 9 тыс. убитыми [444].

СССР защитил территориальную целостность и суверенитет Монгольской Народной Республики. За мужество и героизм в боях на Халхин-Голе 70 командирам и бойцам Красной армии было присвоено звание Героя Советского Союза, 83 получили орден Ленина, 595 – Красного Знамени, 134 – Красной Звезды, 58 – медаль «За боевые заслуги» [445]. В исторической памяти обеих стран эти страницы боевого братства и взаимопомощи остались вписанными навсегда.

* * *

Очаг войны на Дальнем Востоке возник постепенно. Все более разгораясь, он охватывал все новые и новые территории – сначала Маньчжурию, затем северные провинции Китая и Монголию, затем весь Китай. Милитаристская Япония в поисках ресурсов следовала курсом экспансии, все более и более расширяя свои владения. Укрепляя оборону Дальнего Востока и дружественной Монголии, Советский Союз вместе с тем активно противодействовал агрессии Японии против Китая. Политическая и военная помощь Китаю рассматривалась как важнейшей фактор локализации очага войны на Востоке и обеспечения безопасности СССР.

Проба сил, предпринятая японскими милитаристскими кругами в районе озера Хасан и на Халхин-Голе, показала готовность советского руководства решительно отстаивать национальные интересы страны и превосходство Красной армии над японской.

Горячие головы в Токио остудило то, что в разгар боев на Халхин-Голе 23 августа 1939 года в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении (пакт Молотова – Риббентропа), что лишало Японию непосредственной поддержки со стороны Германии. Известие о заключении советско-германского договора о ненападении вызвало шок в правящих кругах Японии – там все больше стало нарастать движение за заключение аналогичного советско-японского пакта, даже со стороны радикальных групп [446]. Ряд членов японского правительства стали обвинять Германию в предательстве и даже выступать за расторжение Антикоминтерновского пакта. Произошло охлаждение японо-германских отношений по всем линиям. Одновременно выявилось явное стремление Японии урегулировать японо-советские отношения на основе двустороннего договора о ненападении, отказаться от планов совместного с Германией выступления против СССР и вообще коренным образом пересмотреть свою политику в отношении Советского Союза.

Японское руководство поняло, что политике военного авантюризма должен быть положен конец. Наиболее воинственные круги Квантунской армии также осознали, что планы похода на Север нужно забыть, одновременно понимая, что Красная армия превосходит японскую в техническом отношении и поэтому требуется перевооружение, которое займет несколько лет. Уже в сентябре 1939 года 74-я сессия японского парламента утвердила пятилетнюю программу для японской армии, которая включала вопросы улучшения вооружения, усиления ВВС сухопутной армии и постройки укреплений.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию