Битва за Арнем. Крах операции «Маркет – Гарден», или Последняя победа Гитлера - читать онлайн книгу. Автор: Энтони Бивор cтр.№ 56

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Битва за Арнем. Крах операции «Маркет – Гарден», или Последняя победа Гитлера | Автор книги - Энтони Бивор

Cтраница 56
читать онлайн книги бесплатно

Самолетов люфтваффе заметно прибавилось, и 259 «Спитфайров», «Темпестов», «Мустангов» и «Москитов» Королевских ВВС нашли чем заняться, пусть даже на второй день пришлось подбивать меньше зенитных батарей. 8-я воздушная армия столкнулась с девятью десятками «Ме-109» и потеряла 18 самолетов. Королевские ВВС потеряли шесть. Десантников во время перелета погибло сравнительно немного, но выброска и приземление проходили «не в пример гостеприимней, чем вчера» [542], – заметил лейтенант Дэвис. Его американская команда все еще пыталась связаться с самолетами союзников на УКВ, но безуспешно.

Выяснив, где ожидаются следующие выброски, немцы переместили все зенитки. Десантников, готовых к прыжку, мутило от крена всякий раз, когда рядом взрывался зенитный снаряд. Капитан Фрэнк Кинг из 11-го парашютно-десантного батальона рассказал, как они подошли к двери в своем С-47 и тут он заметил, что американский командир экипажа «откинулся и поник головой» [543]. Он подошел встряхнуть его, думал, спит, а оказалось, тот умер. В фюзеляже за ним была дыра. Кинг встал в проеме двери и заметил, что другие самолеты формирования набирают высоту, а их – нет. Затем он увидел, что один из двигателей загорелся, развернулся и крикнул сержант-майору Гэтленду на другом конце группы: «Горим! Что с пилотом?» Гэтленд открыл дверь в кабину, оттуда полыхнуло, и он ее захлопнул. Кинг приказал группе немедленно десантироваться и прыгнул первым. Они шли в пологом пикировании на высоте 200 футов, их парашюты едва успели раскрыться. Почти всех жестко приложило о землю. У одного парашют не раскрылся.

Майор Блэквуд, также из 11-го батальона, вел подробный дневник. «В 13.55 пилот зажег красный, и я велел всем: “По местам!” Я стоял у двери, видно было все, но это особо не утешало. Зенитки были совсем рядом. Мы прошли над лесом на высоте 1500 футов, и вся опушка заполыхала. Левое крыло продырявили, но вроде обошлось. Два наших самолета с батальонами подбили, те загорелись, окутались пламенем и рухнули. Даже под огнем пилоты прекрасно держали строй. Зеленый нам дали в 14.10. Я прокричал всем напоследок: “Хэй-хо!” – прыгнул и услышал, как они орут мне вслед» [544]. Но рывок раскрывшегося парашюта порвал веревки, стягивающие оружие, и он потерял свой «Стэн», магазины, два суточных пайка и туалетные принадлежности [545]. «Я видел, как все это попадало на землю». Затем он заметил на своем парашюте «дырки от пуль». Их обстреливали из немецкого пулемета с опушки и бомбили минометными снарядами. «Бойцы падали мертвыми прямо в стропах; других ранили прежде, чем те могли выбраться». Блэквуд отправил своих в бой, как только те встали на ноги, велев напасть на эсэсовцев-голландцев. «Юный Моррис ликовал: притащил снайпера раза в два себя шире», – отметил майор.

Немецкий огонь также привел к жертвам в зоне приземления X в двух километрах к западу от Вольфхезе. Несколько планеров заполыхали, оправдав прозвище – «спичечные коробки». Пилот планера, преподобный Джордж Арнольд Паре, схватил флаг Красного Креста и выбежал на открытый участок вместе с носильщиками. «Пять планеров сгорели в труху, на траве валялись тела. Первый боец был мертв. Другой застонал в благодарности. Я перешел к следующему, махнул рукой, и из-за дерева выехал джип с другими носильщиками. Всех десантников убили выстрелами в спину, пока те пытались добраться до укрытия. Ни один из планеров не разгрузился. Последний солдат, к которому я подошел, лежал рядом с мертвецом. На удивление, он не был ранен, но лежал ничком рядом с телом друга и не хотел уходить. Я заговорил с ним, довольно резко, и носильщик помог ему встать» [546].

На пустоши с ее песчаными тропинками штаб-сержант Лес Фратер увидел сгоревший джип, а рядом с ним словно обугленный мешок муки. Он толкнул его ногой и в ужасе отшатнулся, увидев, что это человеческий торс. Один планер уткнулся носом, и машина, бывшая внутри, придавила первого и второго пилотов; они были еще живы, но полностью застряли [547]. Им могли вколоть морфий, но позже сказали, что их было никак не вытащить, и выбора не оставалось. «Кто-то застрелил то ли одного, то ли обоих, чтобы не страдали» [548]. Видимо, майора из Южно-Стаффордширского полка тоже нашли с раздробленными ногами при падении планера: он тоже умолял его застрелить.

Подобные ужасные сцены можно было видеть и в зоне выброски груза. Взводного в 156-м батальоне прошило 20-мм трассирующими пулями, и к тому времени, когда его нашли солдаты, из ран на груди шел дым. Ему было так страшно, что он умолял их застрелить его; «мы дали ему его пистолет со взведенным курком, – рассказывал один солдат, – и он застрелился» [549]. Из-за утреннего пожара на пустоши и немецкого минометного огня канистры взрывались, едва успев упасть. В пункте назначения батальона сержант-майор роты сообщил майору Джону Уодди, что один из его взводных, лейтенант Джон Дэвидсон, не прибыл. Оказалось, Дэвидсон, сломавший ногу при посадке на пылающий вереск, застрелился прежде, чем огонь поджег его фосфорные гранаты [550]. Несколько десантников, чьи парашюты запутались в кронах деревьев на дальней окраине вересковой пустоши, стали беспомощными целями для голландцев-эсэсовцев Хелле.

Пять польских экипажей противотанковых орудий, приземлившихся на планере, были полны решимости действовать как можно скорее. Они даже не отвлекались на аэродроме возле Солсбери, когда девушки из женской вспомогательной службы ВВС улыбались им, раздавая пайки. «Они молоды и красивы, – писал польский десантник в дневнике. – Мы тоже молоды, но думали только о том, что мы не получили отчета о высадке первой волны» [551].

Наводчики транспортно-десантной авиации из 21-й отдельной парашютной роты остались в зонах приземления – помогать новоприбывшим и убивать немцев. Один британский солдат в роте был поражен тем, «с какой ненавистью один наш немецкий еврей расстрелял в немца всю ленту своего “Стэна”» [552]. Для жестокости на Гинкельской пустоши были причины. Сержант Стэнли Салливан «увидел трех юнцов, лет по двенадцать, максимум четырнадцать, все мертвые, лежали, раскинув руки, на земле, в оранжевых повязках» [553], – видимо, жертвы охранного батальона СС из Амерсфорта, павшие в их собственной гражданской войне.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию