Древние империи Центральной Азии. Скифы и гунны в мировой истории - читать онлайн книгу. Автор: Уильям М. Макговерн cтр.№ 77

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древние империи Центральной Азии. Скифы и гунны в мировой истории | Автор книги - Уильям М. Макговерн

Cтраница 77
читать онлайн книги бесплатно

Куча, как мы уже отмечали, была одним из тех государств, которые сильнее всего пострадали от гнета Хиена. Он разорил весь регион, сместил династию местных монархов и после того, как некоторое время сам непосредственно правил Кучей, вынужден был восстановить ее как полуавтономное государство, но в качестве монарха посадил там одного из своих сыновей. Такое положение дел длилось какое-то время, однако сын Хиена никогда не пользовался популярностью у своих подданных, и в конце концов подданные подняли восстание, в ходе которого им удалось убить навязанного им силой монарха. Опасаясь мести со стороны Яркенда, горожане Кучи сразу же отправили посольство к северным гуннам с просьбой, чтобы те пришли им на помощь, и с предложением, чтобы гунны выбрали им нового царя.


Древние империи Центральной Азии. Скифы и гунны в мировой истории

Северные гунны с готовностью ответили на этот призыв. Более того, они оказались настолько мудрыми, что не стали назначать царем Кучи кого-то из своих, а вместо этого выбрали в качестве царя отпрыска старого аристократического семейства из Кучи. В благодарность за корону этот царь добровольно признал верховенство гуннов, так что в конечном счете восстание Кучи против Яркенда привело к тому, что и она сама, и окружавшие ее районы снова вошли в состав владений северных гуннов.

Установление гуннского протектората над Кучей означало, что теперь северные гунны получили почти полный контроль над Восточной и Северо-Восточной Кашгарией. Рассматривая эти события, очень интересно отметить, что во всех случаях, когда гуннам удавалось восстановить контроль над тем или иным царством этого региона, это происходило благодаря тому, что гуннам удавалось выступать в роли освободителей и борцов против национального угнетения. В то время все государства Кашгарии были населены людьми, относившимися к белой (европеоидной) расе и индоевропейской языковой семье. Но тогда расовый и языковый факторы играли настолько незначительную роль в политике, что огромное число из этих кашгарских индоевропейцев предпочитали, чтобы ими правили туранцы гунны, а не энергичный царь Хиен, который был представителем их собственной расы и языковой семьи.

Достаточно странно, но повторное вторжение гуннов во владения Хиена не привело к широкомасштабным военным действиям между этими двумя царствами. Впрочем, гунны научились извлекать уроки из недавних поражений в Восточной Монголии и не имели желания бросаться опрометью в бой против сильного врага. Сяньби и яркендцы, со своей стороны, понимали, что любая попытка отвоевать взбунтовавшиеся провинции означала бы, что им придется драться и с доведенным до отчаяния местным населением, и с большим контингентом гуннских войск, и что кампания против этих объединенных сил, весьма вероятно, может привести к катастрофе.

Кроме того, Хиен к тому времени был очень занят устройством и переустройством дел в Западной и Юго-Западной Кашгарии – регионе, где ему по-прежнему удавалось сохранять имперские права. Правда, в одном случае Хиена спровоцировали на вторжение в Давань (Фергану), расположенный западнее Памира. Но после того, как он нанес этому царству громкое поражение и низвел его до положения вассала, Хиен снова вернулся в родной Яркенд. В дальнейшем он занимался тем, что снимал и назначал правителей государств, примыкавших или расположенных близко к его собственному.

В течение нескольких лет Хиен довольствовался тем, что давал этим соседним царствам некое подобие автономии. Каждому из этих царств позволялось иметь своего номинального царя и двор, хотя из-за частой смены преемников и перехода короны с одной головы на другую эти марионеточные монархи понимали, что полностью зависят от милости своего могущественного господина. В конце концов Хиену надоело терпеть даже это подобие самоуправления. Убедившись на одном примере, что некоторые из его вассальных царьков становятся нелояльными, он велел казнить их всех и вместо назначения новой когорты царственных бездельников приказал, чтобы отныне все эти вассальные царства управлялись военными губернаторами, назначаемыми непосредственно двором Яркенда.

Такие военные губернаторы отличались скорее храбростью, чем тактом и дипломатичностью в обращении со своими подданными. Активная враждебность по отношению к Хиену и тому, что он делал, быстро распространилась во все стороны, и вопрос о том, когда это приведет к открытому восстанию, стал вопросом времени. В конце концов тревожные веяния достигли Хотана, самого большого и значимого из вассальных государств Южной Кашгарии. В 60 г. в результате тщательно спланированного заговора военный губернатор этого региона был убит, и вскоре один из представителей местной знати по имени Хиумоба (Сюмоба) объявил себя царем Хотана и довольно быстро смог стать правителем не только по названию, но и по сути.

Сюмоба понимал, что в скором времени ему предстоит отразить удар армии Яркенда, но он был так уверен в своих собственных силах, что не счел необходимым обращаться за поддержкой к гуннам. Вместо этого он ограничился взаимодействием с силами некоторых соседних государств, которые, следуя примеру Хотана, восстали против владычества Яркенда. Дальнейшие события показали, что Сюмоба не ошибся, полагаясь на собственную доблесть. За короткий срок он и его союзники разбили не меньше трех армий, посланных против них надменным царем Яркенда. Одной из этих армий командовал назначенный Хиеном вое начальник, второй – один из его сыновей, а третьей – сам Хиен. Но в каждом случае силы Яркенда ждало сокрушительное поражение.

Окрыленный этими успехами Сюмоба перешел от защиты к нападению. Пройдя со своей армией на запад, он заставил Хиена искать убежища за городскими стенами Яркенда. Но даже этого ему показалось недостаточно. Сюмоба хотел схватить и убить ненавистного Хиена, поэтому он организовал осаду Яркенда. Ему удалось обложить город со всех сторон, но вскоре после этого в ходе очередного штурма Сюмоба был убит случайной стрелой.

Смерть своего вождя, естественно, привела осаждавшую город армию в оцепенение, а затем было решено, не пытаясь нанести очередной удар, идти назад в Хотан. Таким образом, Хиен получил спасительную передышку, во время которой он восполнил свои потери. Однако она оказалась короткой, поскольку в скором времени на трон Хотана взошел племянник Сюмобы Гуандэ, и этот новый правитель оказался не менее способным и энергичным, чем его предшественник. В течение нескольких месяцев он смог собрать новую армию, с которой снова пошел на Яркенд.

После нескольких предварительных перестрелок Хиен решил, что разумнее проявить осмотрительность, чем демонстрировать храбрость. Оставив все надежды на воссоздание своей империи, он начал мирные переговоры с новым монархом Хотана. Хиен не только согласился признать абсолютную независимость Хотана, а его нового царя законным сувереном, но и предложил также отдать последнему в жены свою дочь, полагая, что таким способом мир и дружба между Яркендом и Хотаном будут восстановлены. Новый царь Хотана принял предложенные условия. Договор о мире был подписан, и больше года никакие военные действия не велись.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию