Окаянные девяностые - читать онлайн книгу. Автор: Николай Лузан cтр.№ 48

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Окаянные девяностые | Автор книги - Николай Лузан

Cтраница 48
читать онлайн книги бесплатно

Тем временем Финкель безоглядно предавался искушениям западной жизни, и если вспоминал о Саттере, то недобрым словом. Такого бардака в американской разведке он не ожидал, на все его вызовы телефон «друга Джона» не отвечал. В круговороте событий и впечатлений незаметно подходил срок окончания визы, а вместе с ним таяла надежда Финкеля заполучить заветные 500 тысяч долларов. Он уже начал паковать чемоданы, когда ранним утром в его номере раздался телефонный звонок.

На календаре было 15 марта. Неизвестный представился «хорошим знакомым Марины» и передал от нее «большой привет». Голоса самой Марины Финкель так и не услышал, ее, якобы, задержали в США «непредвиденные обстоятельства». От внимания проницательного «хорошего знакомого Марины» не ускользнул холодок в тоне гостя из России и, чтобы растопить его, он предложил: «…обсудить, но не по телефону некоторые деловые вопросы, представляющие взаимный интерес и, в частности, о будущем трудоустройстве в США». Финкель оживился и согласился на встречу в 10:00 у входа в ресторан «Макдоналдс», находившийся поблизости от отеля, на улице «De Keyser lei».

В 9:55 Финкель был на месте. Искать «приятеля Марины Орел» ему не пришлось, им оказался не кто иной, как сам Джон Саттер. После дежурного обмена любезностями американец предложил пройти в отель «Кайзерхоф» и там «спокойно поговорить». Финкель принял предложение и поднялся в номер, не подозревая, что помещение было оборудовано скрытой звуко-видеозаписывающей аппаратурой. На столе его ожидал роскошный завтрак. Изголодавшийся на советском дефиците, Финкель метал за обе щеки, при этом не забывал о главном, утолив голод, взял быка за рога и намекнул «другу Джону», что в Бельгию приехал не с пустыми руками.

Такой деловой подход внушал оптимизм. Саттер не стал ходить вокруг да около и уточнил:

— Вы имеете в виду наши договоренности, достигнутые на встрече 28 сентября в Москве?

— Да, Джон, я пошел даже дальше в их исполнении, — сделал многозначительный намек Финкель и выдержал паузу.

«Ах ты, старый еврей, цену себе набиваешь! Шалишь, со мной такой номер не пройдет!» — оценил этот ход Саттер и продолжил игру.

— О’кей, Моисей, в вас я не ошибся. Наше сотрудничество обещает быть плодотворным.

— Я тоже рассчитываю, что мои знания послужат Америке, — закинул очередную удочку Финкель.

— Безусловно, Моисей! С вашим опытом и научным багажом вас с руками и ногами возьмет и Боинг и Локхид, — подыграл ему Саттер.

— Извините, Джон, но у меня на этот счет есть некоторые опасения.

— И какие же?

— Видите ли, в конце 1990 года и потом в феврале 1993 года я через Марину Орел направлял в различные американские университеты заявочные листы на предмет моего будущего трудоустройства, но так и не получил ответов.

— О, Моисей, эти опасения не имеют под собой почвы. Ваши запросы, как видите, попали по нужному адресу, — с улыбкой произнес Саттер и возвратился к началу разговора. — И о каких материалах идет речь?

— О, они уникальны и не имеют цены.

— В нашем мире, Моисей, все имеет свою цену.

— Безусловно, Джон. По самым скромным моим подсчетам они стоят не менее 500 тысяч долларов, — заикнулся Финкель.

У Саттера брови поползли на лоб. Подобного аппетита, пусть и у изголодавшегося советского кандидата технических наук, он никак не ожидал. Финкель понял, что слишком задрал цену, и отыграл назад.

— Но не меньше 400 тысяч, это уж точно. И учтите, Джон, в отличие от вас, я смертельно рискую.

— Риск, безусловно, присутствует, — признал Саттер и отметил: — согласитесь, Моисей, будет разумно, если с представленными материалами сначала поработают наши специалисты, а потом можно поговорить и о цене.

Финкель поскучнел. Сотни тысяч долларов, которые он уже считал лежащими в своем кармане, превращались в дым. В душе он уже проклял себя за то, что на старости лет так глупо вляпался в шпионскую авантюру и скис на глазах. Опытный разведчик и психолог Саттер уловил начавшуюся в нем борьбу мотивов, и поманил пряником.

— Моисей, организация, которую я представляю, имеет все возможности, чтобы обеспечить вашей семье достойную жизнь на новой родине. В этом вы можете не сомневаться.

— Надеюсь, — промямлил Финкель.

— В ближайшее время будет решен вопрос с выездом вашей супруги на постоянное жительство в США, — подогревал его Саттер.

Финкель снова оживился, в глазах растаял лед недоверия, и он заговорил. Но когда речь зашла о тактико-технических характеристиках ряда гидроакустических систем и конструкции специальных глубоководных аппаратов, имеющих гриф совершенно секретно, его заклинило. Страх вязал язык Финкелю, и Саттеру ничего другого не оставалось, как сыграть на проверенной шпионской струне — алчности. Он поманил его испытанным пряником — деньгами, и между ними завязался банальный торг.

В ЦРУ не привыкли сорить деньгами и, прежде чем платить будущему агенту, Саттер тщательно взвешивал на шпионских весах цену предательства. Российский кандидат наук, пытавшийся представить себя без пяти минут научным светилом, старался, как мог, поднять свои ставки. Его упорство и упрямство вынудило Саттера сменить пряник на кнут. Он напомнил Финкелю о недавних проблемах у сына и возможных сложностях, связанных с организацией выезда жены на постоянное жительство в США. Будущий агент вынужден был резко убавить свои денежные аппетиты. В конце концов, они сошлись на том, что первое перечисление в сумме 15000 долларов поступит на заграничный счет жены Финкеля в ближайшее время, все последующие оплаты будут производиться, исходя из ценности информации.

Решив щекотливый денежный вопрос, Саттер затем подвел под Финкеля «надежный шпионский крючок», с которого было не сорваться. Он предложил ему сфотографироваться «на память». В тот момент кандидат наук с окладом в триста долларов вряд ли до конца осознавал все коварство предложения. Обещанные 15000 долларов, составлявшие более чем четырехлетнюю его зарплату и будущие денежные бонусы, пересилили страх, и он согласился на сотрудничество с американской разведкой.

15 марта 1994 года ЦРУ пополнило свою агентурную картотеку еще одной фотографией и получило на Финкеля убойный компромат — собственноручно написанный шпионский отчет. Предложение Саттера «отметить начало взаимовыгодного сотрудничества» Финкель встретил с кислой миной, мечты о сотнях тысяч долларов так и остались мечтами. Обед в ресторане, во время которого американский разведчик дал разгуляться своему желудку за казенный счет, не поднял настроения шпиону. Он покидал отель «Кайзерхоф» с полным желудком, но с пустыми карманами. «Шпионский аванс» Саттер пообещал выдать при следующей встрече.

Она состоялась 18 марта в номере 401 отеля «Antwerpen Tower Hotel». На нее Саттер прибыл, «вооружившись» подробным опросником, содержавшим свыше ста тематических позиций, относящихся к деятельности НИИ, где работал Финкель. Вопросы носили самый разнообразный характер: от имен, фамилий, адресов и телефонов руководителей, ведущих ученых института и до содержания тем научных разработок.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению