Окаянные девяностые - читать онлайн книгу. Автор: Николай Лузан cтр.№ 81

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Окаянные девяностые | Автор книги - Николай Лузан

Cтраница 81
читать онлайн книги бесплатно

Указание Степашина наводило Войцинского на мысль: «выкручивайся как можешь, но так, чтобы не раздражать американцев». Генерал недолго думал. Ему надоело стелиться под очередную «кремлевскую метлу», неделю назад он принял решение — написал рапорт об увольнении и положил в сейф. Поэтому, выбрав верность долгу, а не лояльность новому руководителю, Войцинский вызвал к себе Ильина и распорядился: «…действовать с умом, без оглядки на ЕБЦУ (еще более ценные указания) и дать, как следует американцам, чтобы они не совали свой длинный нос в наши секреты».

Приняв к исполнению распоряжение генерала, Ильин возвратился к себе в кабинет и вызвал Волкова, Гусева, Шаронова и капитана Рубцова, выделенного Войцинским в помощь. Его опасения, что куратор из Москвы — Волков станет вставлять палки в колеса, оказались излишни. Профессионал из семьи контрразведчика, он был сторонником решительных действий в отношении Дункана, а не политических политесов на московском властном паркете.

План будущей оперативной комбинации по выводу Карпова на Дункана после нескольких часов мозгового штурма наполнился содержанием. Войцинский рассмотрел его, внес небольшие изменения и утвердил. С того часа вся мощь управления: наружное наблюдение и оперативно-технические службы были подчинены одной цели — обеспечению контакта Карпова с Дунканом.

Наступила суббота. Стрелки часов медленно приближались к часу дня и отсчитывали последние секунды до начала операции. Карпов остановил машину неподалеку от генконсульства США в Екатеринбурге, вышел из нее, достал телефон и набрал номер. В нескольких сотнях шагов от него в оперативном штабе, у мониторов замерли Ильин и Волков. Перед ними на экране, высветились два телефонных номера. Они надели наушники. В них раздался голос Дункана.

— Я вас слушаю.

— Добрый день, Пит, — поздоровался Карпов.

— Добрый, с кем я говорю?

— Это Борис, я от Николая Раздольнова…

Наступила пауза. Ильину и Волкову казалось, что ей не будет конца. В эти невыносимо томительные секунды решалась судьба операции «Двойник». Они выдохнули с облегчением, когда снова зазвучал голос Дункана.

— Что вы хотели, Борис? И откуда у вас мой номер?

— Его дал Николай. Вы знаете, что произошло с ним?

— В общих чертах. А почему звоните вы, а не Михаил?

— Я бы не хотел говорить об этом по телефону. Ваше предложение остается в силе?

— Э-э, да.

— Предлагаю обсудить его без посредников, — продолжал держать инициативу в своих руках Карпов.

— О’кей, Борис. Но давайте не будем спешить, позвоните мне через неделю, в это же самое время.

— Хорошо.

— И еще, возьмите на встречу то, что вы должны были передать Нику.

— Извините, Пит, но это будет только часть.

— Почему?!

— Я бы не хотел оказаться в дураках. Мои условия: задаток в три раза больше того, что называл Михаил. Остальные материалы в обмен на оставшуюся сумму.

— Погодите, погодите, Борис, вы слишком торопите события.

— У меня нет времени. Так вы согласны?

— А вы, Борис, не промах.

— Мне нельзя промахиваться, слишком дорого обойдется.

— И сколько же вы хотите?

— А сколько запрашивал Михаил?

— 500.

— Я так и знал! Негодяй! Хотел нагреть меня на двести. Встречу гада, зубы посчитаю!

— Нет, нет, Борис, нам не нужны осложнения! — предостерег Дункан.

— Так значит 500?

— Я пока могу обещать задаток. Окончательный расчет после того, как материал изучат специалисты.

— А как насчет моей работы в Боинге, или это был Мишкин треп?

— Что значить треп?

— Врал.

— Нет, для вас всегда найдется место. Обсудим это на нашей встрече. Номер телефона я пришлю SMS. Через неделю жду вашего звонка. До свидания…

В наушниках Ильина и Волкова зазвучали короткие сигналы. Они не могли поверить своим ушам. Опытный разведчик Дункан, долго не раздумывая, решился выходить на прямой контакт с Карповым. Борис, как заправский артист, блестяще сыграл свою роль и не только на словах, но и где требовалось включал нужные интонации. Анализ ситуации говорил Ильину и Волкову, Дункан пошел на столь рискованный шаг в силу сложившихся обстоятельств — после бегства Раздольнова, Карпов оставался единственной ниточкой, ведущей к секретам ракетного двигателя РХД-5. Ради них американский разведчик готов был серьезно рисковать. С тим Ильин и Волков отправились на доклад к генералу Войцинскому.

Сводка телефонного разговора Карпова с Дунканом уже лежала у него на столе. Довольный вид генерала говорил сам за себя. Он не стал останавливаться на деталях оперативной комбинации, ее результат был налицо, и смотрел дальше, в ее эндшпиль. Теперь, когда Карпов вышел на прямой контакт с Дунканом, успех операции «Двойник» зависел от ее информационного обеспечения. Но контрразведчики не могли себе позволить использовать в оперативной игре с ЦРУ подлинные материалы по РХД-5, даже в той части, что Карпов должен был передать Дункану. Содержащиеся в них сведения рано или поздно открыли бы перед американскими ракетчиками-специалистами путь, пройденный изобретателями РХД-5 и вывели бы на конструктивные и технологические секреты его изготовления.

Выход из положения подсказал Карпов. Вместе с ним Гусев выехал в Верхнюю Салду и там, в беседах с конструкторами и инженерами родилась оригинальная идея. Она позволяла не только сохранить в тайне секреты РХД-5, но и завести в тупик самых искушенных американских специалистов-ракетчиков. Карпов и его коллеги предложили использовать материалы исследований одного из направлений, проводившегося в течение года, но так и не давшего результат. Гусев, а за ним Ильин ухватились за эту идею, доложили Войцинскому, тот одобрил и они вместе с Карповым занялись подготовкой выхода на Дункана.

Американская разведка тоже не дремала. За два дня до встречи Бориса с Дунканом в Екатеринбург рейсом из Москвы прилетели два сотрудника посольства США — третий секретарь консульского отдела Джон Саттер и советник посла по региональным вопросам Гарри Ахерн. Вслед за ними из управления контрразведывательных операций в адрес генерала Войцинского поступила ориентировка. В ней сообщалось о возможной причастности Саттера и Ахерна к посольской резидентуре ЦРУ.

Логика дальнейшего развития событий подсказывала генералу, приезд американцев неслучаен и вызван подготовкой операции по выходу на контакт с Карповым. Подтверждением тому стало поведение Саттера. Как и в прошлый раз, он посетил оперный театр, а до этого в течение нескольких часов гулял по центру города, дольше всего задержался в парке культуры и отдыха имени Маяковского. Прогулку совершал один, без Дункана, но это не ввело в заблуждение ни Войцинского, ни Ильина. Проанализировав сводки наружного наблюдения и поведение Саттера, они пришли к выводу: он занимался подбором места встречи с Карповым.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению