Трамп на кушетке. Что на самом деле в голове у президента - читать онлайн книгу. Автор: Джастин А. Франк cтр.№ 31

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Трамп на кушетке. Что на самом деле в голове у президента | Автор книги - Джастин А. Франк

Cтраница 31
читать онлайн книги бесплатно

Зависть – главный источник деструктивных побуждений. Хотя психическая проекция играет первостепенную роль в попытках человека совладать с беспокойством из-за внутренних деструктивных импульсов, в младенчестве она нерасторжимо связана с завистью. Как мы можем убедиться, у Трампа эта связь сохраняется и в зрелом возрасте. Зависть возникает в груди, откуда младенец получает любовь, питание, комфорт, тепло и безопасность, или при использовании бутылочки с молочной смесью, сопровождаемом физической близостью и материнским теплом. Но мать не может полностью удовлетворить ребенка, и если его разочарование или отсутствие матери продолжается достаточно долго, он чувствует себя отлученным от груди, удерживающей питательное молоко при себе. Ребенок сердится, испытывает деструктивные побуждения и может даже на время отказаться от следующего кормления из параноидного страха перед тем, что грудь нападет на него (это происходит в результате защитного проецирования дурных чувств ребенка на материнскую грудь).

Когда ребенок начинает воспринимать грудь как нечто скупое и жадное, возникают деструктивные фантазии и побуждения, например, попытки укусить грудь или отвернуться от нее с намерением обидеть мать и обесценить ее любящие усилия. Зависть со временем перерастает во враждебное отношение к благополучию другого человека. Фантазии о разрушении этого благополучия (богатства, репутации, внешности или взаимоотношений) – результат ненависти к боли, вызванной «ощущением, что кто-то другой наслаждается желаемым», пишет Мелани Кляйн в книге «Зависть и благодарность». Предметом зависти становятся буквальные и фигуральные приобретения (деньги, власть) и качества (порядочность, предусмотрительность, самореализация, сила воли). Обида на отсутствие этих качеств и характеристик порождает желание отобрать или уничтожить их.

В сказках зависть ассоциируется со вкусом «кислого винограда», а в реальности ее олицетворяет стремление Трампа отменить право на доступное медицинское страхование и даже отравить любовь Америки к щедрости Обамы и его ощутимым достижениям. Трамп хочет уничтожить эти остатки наследия своего предшественника, понимая, что он лишен силы характера, присущей Обаме. Это усугубляется осознанием того, что большинство граждан США считают Трампа бессовестным лжецом.

Необузданная зависть Трампа к Обаме уже принесла много зла: он отменил главные постановления, утвержденные Обамой и предназначенные для защиты окружающей среды, школьного образования, судебной системы и т. п. Трамп пытается заполнить окружные суды США неквалифицированными молодыми юристами, которые будут оставаться в составе судебной коллегии еще десятилетия спустя. Зависть часто сопровождается алчностью, и Трамп жадно присваивает себе любой успех, достигнутый Обамой, например, в борьбе с безработицей. И наконец, зависть существенно принижает имидж своего субъекта, чтобы он больше не имел ничего, достойного зависти.

Завистливые люди питают отвращение к потребности в чужой помощи, подразумевающей зависимость от других, но признают, что другие люди могут обладать вещами или атрибутами, которых нет у них самих. История о юном Дональде, склеившем и таким образом присвоившем кубики своего младшего брата Роберта, подсказывает, что Трамп мог руководствоваться завистью на протяжении всей жизни. Забрав кубики, Дональд проявил зависть к Роберту из-за того, что тот заменил Дональда в роли любимого младенца. Эта зависть не дала Дональду оценить доброту Роберта и щедрость, с которой тот поделился с братом; она же привела его на путь разрушения благополучия других людей. Роберт был ошеломлен и беспомощен перед старшим братом, но Дональд считал, что чужое имущество по праву принадлежит ему.

Деструктивность Трампа подпитывает его стремление мстить людям, которые, как ему кажется, обижают его. Месть защищает от разнообразных проявлений слабости: стыда, чувства вины и утраты, беспомощности и скорби. Человек считает, что имеет право требовать возмещения за ущерб, якобы нанесенный ему другими людьми. Любое чувство вины, которое испытывает мститель, заглушается желанием поквитаться с оппонентом и нарциссическим стремлением восстановить ощущение собственного величия.

Зависть – главный источник деструктивных побуждений.

В «Искусстве возвращения» Трамп описывает свою жажду возмездия в бесцеремонной библейской манере: «Я верю в принцип “око за око”, как сказано в Ветхом Завете. Некоторые люди, пальцем не пошевелившие, когда я нуждался в них и находился в стесненных обстоятельствах, теперь просят моей помощи, а я прикладываю их лицом об стену. Я верен себе… и мне это нравится. Люди говорят, что это некрасиво, но я убежден, что нужно сводить счеты».

Трамп даже дал название «Возмездие» одной из глав своей мотивационной книги «Думайте по-крупному». Когда он начинает эту главу недвусмысленным высказыванием: «Я всегда свожу счеты», в его очаровательной простоте нет никаких признаков вины или беспокойства. Возмездие позволяет ему легко оправдывать свою преднамеренную деструктивность. Определяя себя как «мастера ответного удара», Трамп утверждает, что его агрессия всегда служит реакцией на чужие действия. Он частично оправдывает эту позицию, проецируя свою агрессивность на других. Когда он находился в лекционном турне, «зарабатывая по 100 тысяч долларов за выступление на мотивационных семинарах Тони Роббинса», то, согласно Кранишу и Фишеру, сказал слушателям в Сент-Луисе, что «паранойя была главным залогом успеха. Трамп говорил: “Вы должны осознать, что люди, как это ни печально, бывают очень жестокими. Думаете, вы так уж сильно отличаетесь от львов в джунглях?”» Джонстон цитирует другую речь Трампа периода его мотивационного ораторства, где он раскрыл, какое удовольствие получает от сравнения агрессивности, наблюдаемой во всем мире, с собственной враждебностью: «Если кто-то нагибает вас, то вы нагибаете его в десять раз сильнее… По крайней мере, вы получите удовольствие от этого. Боже, я и впрямь испытываю удовольствие… Я люблю поквитаться, когда кто-то надувает меня, это уж точно… Всегда давайте сдачи. В бизнесе вы всегда должны отвечать людям, которые пытаются нагнуть вас. Вы должны нагибать их в пятнадцать раз круче… целить в яремную вену, нападать без колебаний!»

Здесь Трамп описывает возмездие, основанное на нарциссической травме. Главный двигатель этого чувства – идея об исправлении несправедливости и возмещения ущерба; последнее неизбежно является маниакальной фантазией, потому что подобный ущерб нельзя возместить. С более реалистичной позиции Трамп прибегает к возмездию, чтобы поместить свою обиду в надлежащую перспективу и двигаться дальше. Судя по всему, он не способен забывать чужие обиды и прегрешения, не вырвав свой кусок мяса из обидчика. Он стремится достичь своих целей, унижая тех, кто унижает его. Он избегает всего, что наводит на воспоминания о детских насмешках и обманах, которые могут вернуться, если ему придется посмотреть в зеркало или столкнуться с фактами.

Один из самых заметных ответных ударов Трампа был направлен против Малькольма Форбса, когда журнал «Форбс» усомнился в размере его состояния, понизив его ранг в списке богатейших людей мира. В брошюре «Выживание на вершине» Трамп ответил личным выпадом. «Меня всегда изумляло, что люди уделяют так много внимания журналу «Форбс», – написал он. – Довольно часто ваше положение в этом списке сильно зависит от ваших личных отношений с издателем, покойным Малькольмом Форбсом», с которым, по собственному признанию Трампа, он «не поддерживал дружбу».

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию