Лев Троцкий. Большевик. 1917–1923 - читать онлайн книгу. Автор: Юрий Фельштинский, Георгий Чернявский cтр.№ 110

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Лев Троцкий. Большевик. 1917–1923 | Автор книги - Юрий Фельштинский , Георгий Чернявский

Cтраница 110
читать онлайн книги бесплатно

Отвергнув этот проект, съезд утвердил резолюцию, которая требовала ввести во всех профорганизациях «суровую дисциплину, сделав профсоюзы, их органы, завкомы и советы союзов образцом точного и быстрого выполнения ответственных заданий, выдвинутых грозным экономическим положением страны и борьбой за сохранение и развитие рабочей диктатуры» [991]. Эта резолюция, освященная авторитетом Ленина, предопределяла главные положения доклада Троцкого, который в порядке дня съезда был назван «О хозяйственных задачах», но который сам докладчик озаглавил конкретнее: «Профсоюзы и милитаризация труда».

Свое выступление Троцкий начал именно с обоснования милитаризации труда, с противопоставления «коммунистической» милитаризации «буржуазной», с попытки убедить слушателей, что «новая форма коллективной принудительности» выдержит экзамен на производительность. Но эта весьма скользкая тема была лишь введением к следующей, еще более сомнительной. Обосновывая введение единоначалия на промышленных предприятиях, оратор подменял один вопрос другим, ловко тасуя их, как карты. Он заявлял, что было бы величайшим заблуждением рассматривать введение единоначалия как «ущерб самодеятельности рабочего класса». Профсоюзы, по мнению Троцкого, были полезны, если прилагали свои усилия для реализации государственных хозяйственных заданий, и, наоборот, вредны, если отстаивали интересы своих членов.

В заключительном слове Троцкий был еще более агрессивным. Обращаясь к находившимся в зале меньшевикам, он патетически воскликнул: «Да вы поглядите на этот зал: вот он, класс! Рабочий класс здесь, перед нами и с нами, а вы, ничтожная кучка меньшевиков, пытаетесь убедить его мещанскими аргументами! Вы хотите быть опекунами этого класса. А между тем у него есть своя высокая самодеятельность, и эту самодеятельность он проявил, между прочим, и в том, что вас скинул и пошел вперед своей дорогой!» [992]

Под руководством Троцкого, как наркома путей сообщения, в июле 1920 г. был проведен II съезд железнодорожников. 21 июля Троцкий выступил на съезде с докладом [993]. Старые союзы железнодорожников — Викжель, Викжедор — не были, по его утверждению, в полном смысле слова профсоюзами. Это были организации тред-юнионистского типа — объединения рабочих «с целью поднятия их материального и морального уровня, улучшения их положения в борьбе с капиталом и государством». В Советском же государстве, по утверждению докладчика, классовая борьба с государством являлась бессмыслицей. Союз железнодорожников должен поэтому стать организацией производства, организацией управления транспортом, то есть полностью включиться в производственную администрацию, стать исполнителем воли наркома и наркомата. Троцкий убеждал делегатов съезда, что необходимо провести «полное слияние профессионального союза с административным аппаратом», что должен быть создан единый орган, который «в равной мере охватывает как административно-технические потребности транспорта, так и все стороны и интересы его работников» [994]. Из профсоюза, по его мнению, следовало удалить негодные элементы — всех тех, кто «сеет хаос и деморализацию». По существу, Троцкий отвергал необходимость существования профсоюзов как организаций, представляющих группу наемных рабочих и служащих со своими специфическими, отличными от административных интересами.

Своего рода итоговым документом, формулировавшим позицию Троцкого, была его брошюра «О роли и задачах профсоюзов», напечатанная осенью 1920 г. в типографии его поезда. Существенно новых мыслей она не содержала. Речь шла о все том же — «милитаризации» и «огосударствливании» профсоюзов. Вслед за этим, 3 ноября, на собрании коммунистической фракции V конференции профсоюзов, Троцкий бросил лозунг о необходимости «перетряхивания» профсоюзов, то есть замены избранных руководителей — назначаемыми, и «завинчивания гаек военного коммунизма», не объяснив, впрочем, в чем именно таковое «завинчивание» должно состоять.

Выступления Троцкого с предложениями «огосударствливания» профсоюзов, их включения в административную систему и, таким образом, лишения их специфических функций вызвали резкие возражения со стороны членов партии, образовавших так называемую «рабочую оппозицию» (во главе со А.Г. Шляпниковым и А.М. Коллонтай). Эти деятели называли Троцкого, да и самого Ленина «военизаторами труда», пособниками неравенства. Они выдвигали лозунг созыва Всероссийского съезда производителей, который взял бы на себя или же перепоручил профсоюзам управление всем народным хозяйством. По ряду вопросов близкие к «рабочей оппозиции» позиции занимала и группа демократического централизма.

Появилась платформа Бухарина, пытавшегося примирить две крайние точки зрения: Троцкого и «рабочей оппозиции». В ходе страстных споров политические платформы Троцкого и Бухарина несколько сблизились — Бухарин практически перешел на позиции Троцкого. В декабре 1920 г. оба деятеля даже предложили совместный проект резолюции о роли и задачах профсоюзов на делегатском собрании Замоскворецкого района Москвы [995]. Проект был полностью выдержан в духе взглядов Троцкого.

Вне двух крайних течений находилась группа, которую возглавил Ленин. Анализ выступлений участников этой группы (Зиновьева, Каменева, Сталина) показывает, что, по существу, ее позиция мало чем отличалась от точки зрения Троцкого. Тем не менее Ленин вступил с Троцким в жесткую перепалку именно по профсоюзному вопросу, передергивая его заявления и выхватывая слова из контекста. Похоже, что Ленин искал повода, чтобы пойти на теоретический и идеологический конфликт с Троцким, и не нашел ничего лучшего, как выискать противоречия между своим и Троцкого подходом к профсоюзной теме. Но именно потому, что разногласия эти были высосаны Лениным из пальца, постороннему наблюдателю определить их было совершенно невозможно.

Ленин выдвинул демагогический и ничего не говорящий лозунг «Профсоюзы — школа коммунизма». Что эта формула означала и что Ленин имел в виду, он сам, похоже, не знал и объяснить не мог. Ленин стремился превратить профсоюзы в совершенно безликий и безголосый придаток партии и государства. Но в этом смысле планы Ленина ничем не отличались от намерений Троцкого.

Собственно, именно Ленин формально начал дискуссию, безапелляционно обрушившись на Троцкого в выступлении на объединенном заседании коммунистов — делегатов VIII съезда Советов, членов ВЦСПС и Московского совета профсоюзов 10 декабря 1920 г. Поводом была упомянутая брошюра Троцкого «О роли и задачах профсоюзов», причем, будучи не в состоянии высказать ни одной конкретной претензии к платформе Троцкого, Ленин отделывался, как в старые дореволюционные годы, самыми общими фразами о том, «какое количество теоретических ошибок и вопиющих неграмотностей сосредоточено» в брошюре Троцкого и какая у автора в голове идейная путаница [996].

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию