Лев Троцкий. Большевик. 1917–1923 - читать онлайн книгу. Автор: Юрий Фельштинский, Георгий Чернявский cтр.№ 155

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Лев Троцкий. Большевик. 1917–1923 | Автор книги - Юрий Фельштинский , Георгий Чернявский

Cтраница 155
читать онлайн книги бесплатно

Намеки на то, будто в Политбюро имеется какое-то предвзятое большинство, связанное с кружковщиной, мы отметаем как простое извращение истины. Члены последнего Пленума припомнят достаточно категорическое заявление т. Рыкова, подтвержденное т. Томским, сообщивших Пленуму то, что есть: что в Политбюро ЦК каждый из нас голосует по убеждению, что при разрешении различных вопросов десятки раз складывались различные большинства и что для получения большинства Политбюро нужны только убедительные деловые и принципиальные аргументы.

Тов. Троцкий обвиняет в том, что вопрос о СССР прошел за спиной членов Политбюро. Тов. Троцкий, очевидно, забыл, что решение об организации и Конституции СССР было принято двумя пленумами ЦК. Тов. Троцкий избирался во все решающие комиссии X съезда Советов по этому вопросу. Если он в них не работал, ответственность всецело падает на т. Троцкого.

По вопросу о Грузии мы констатируем, что т. Троцкий сам формировал постановление Политбюро о Грузии, в принятии которого он теперь обвиняет Политбюро. Когда на заседании Политбюро т. Бухарин просил об отсрочке решения до приезда находившегося в отпуску в Грузии т. Зиновьева (писавшего т. Бухарину о неправильности похода против «уклонистов»), т. Троцкий принадлежал к числу тех, кто голосовал против этого предложения. Таким образом, несмотря на то, что большинство нижеподписавшихся считает сейчас прежние решения ЦК не во всех частях правильными, т. Троцкий несет за эти ошибки полную ответственность. Само решение Политбюро об отзыве лидеров «уклонистов» было принято единогласно…

Мы еще раз повторяем. Без полного единодушия и единства на съезде партия может очутиться в очень трудном положении… Поэтому все обязаны сейчас к величайшей уступчивости, в целях согласования работы и устранения всех и всяческих внутрипартийных трений… Но при полной необходимости всяческих организационных и практических уступок, на которые мы вполне готовы, необходима ясная и отчетливая политическая линия партии, в особенности в основных вопросах текущего периода…

Поэтому мы просим Пленум ЦК прежде и раньше всего дать оценку по существу двух наших поправок. Мы твердо надеемся, что Пленум громадным большинством присоединится к нам…

(В начале письма указано, что план построения центральных учреждений партии, выдвинутый т. Троцким, является ошибочным. Я считаю необходимым взять и на себя часть ответственности за этот план, так как основные моменты его были выдвинуты и мною на предварительной дискуссии в Политбюро. А.И. Рыков.)» [1303]

Троцкий был недвусмысленно объявлен основным препятствием к единству партии (то есть единственным голосом оппозиции, поддерживающим убиваемого Ленина). Формально, разумеется, протест партийного руководства был написан из-за разногласий с Троцким по вопросу о «промышленности» [1304], хотя в письме тезисы Троцкого о промышленности упоминались всего один раз, в самом начале.

В своем заявлении члены и кандидаты в члены Политбюро теперь уже открыто клеймили Троцкого, навешивая на него ярлыки. Его, правда, прямо еще не обвиняли ни в оппортунизме, ни в меньшевизме, но намеки на это явно слышались. Один раз даже появилось зловещее слово «ликвидаторство». По поводу «недооценки крестьянства» говорилось, что это — «ошибка, вопиющая ошибка, идущая вразрез с традициями большевизма», что было явным намеком на «небольшевизм» Троцкого до 1917 г. По второму пункту про Троцкого было сказано, что он «подает палец тем, кто добивается ликвидации руководителей партии», имея в виду не ликвидацию руководителей партии, а ликвидацию ее руководящей роли. «Если тов. Троцкий не исправит эту свою ошибку, то эти элементы возьмут у него уже не палец, а всю руку». Сравнивая Троцкого со сменовеховцами, то есть теми белоэмигрантами, которые готовы были как раз в это время пойти на примирение с советской властью и возвратиться в страну для конструктивной работы в надежде на постепенное перерождение советской власти на базе НЭПа, авторы выражали надежду, что 99 % делегатов съезда признают, что поправка пленума о роли партии правильна [1305].

30 — 31 марта пленум ЦК утвердил поправки Политбюро к тезисам Троцкого и поручил ему сделать новую редакцию документа (Сталин мстил Троцкому за критику национального вопроса), но и новую редакцию не утвердил, а снова подверг Троцкого критике: «Троцкий принятую Пленумом ЦК поправку по крестьянскому вопросу так исказил в тезисах, что она обрела совершенно иной смысл и потребовалось новое постановление Политбюро, чтобы поправка о крестьянстве была внесена в тезисы целиком… Троцкий отошел от тезисов, утвержденных ЦК, не дал анализа основных принципиальных положений по вопросам о промышленности, а вопрос о руководящей роли партии свел к ошибочному антиленинскому тезису диктатуры партии» [1306].

В общем, в Политбюро неожиданно оказался двоечник, который был не в состоянии справиться с текущей работой, да еще и направляющийся по ошибочному антиленинскому пути. Скованный догмами партийной дисциплины и резолюцией X съезда «О единстве партии», не желая и не будучи готовым идти на прямой и полный разрыв со сталинским большинством, не имея для этого поддержки четко организованной группы сторонников, Троцкий формально подчинился пленуму и внес в тезисы некоторые незначительные исправления. И если по вопросу о роли партии в тезисы был включен желаемый текст, то по вопросу о взаимоотношениях города и деревни Троцкий попытался обвести критиков вокруг пальца, лишь слегка изменив формулировки.

Однако Сталина обмануть было совсем не просто. Троцкий в который раз недооценил своего противника. Как только в начале апреля Троцкий по делам своего военного ведомства выехал в Харьков, его почти тотчас догнала телеграмма Сталина от 4 апреля — вежливая по форме и жесткая по существу: «Ввиду перегруженности работой я мог прочитать Вашу редакцию поправок к Вашим тезисам только сегодня вечером. Мне кажется, что Вы не выполнили постановления Пленума о поправке по крестьянскому вопросу. Принятая Пленумом поправка по крестьянскому вопросу не только не включена в тезисы текстуально, но получила в новом тексте тезисов совершенно иной смысл. Между тем Пленумом поправка проголосована и утверждена и Вам поручено лишь согласование текста поправки с основным текстом тезисов. Считая представленный Вами новый текст поправки о крестьянстве не соответствующим постановлению Пленума, я вынужден внести завтра в Политбюро предложение о том, чтобы с поправкой Пленума о крестьянстве было поступлено так же, как поступили Вы с поправкой о партии и хозорганах, т. е. чтобы она была включена в тезисы целиком. Прошу Вашего отзыва для доклада завтрашнему заседанию Политбюро ЦК» [1307].

Так унизить Троцкого мог только Сталин. Троцкий вынужден был возвратиться в Москву. На новом заседании Политбюро было проштамповано предложение Сталина. Тезисы о промышленности теперь звучали полностью в сталинистском духе. Еще раз формально подчинившись сталинской «тройке» и сталинской же «семерке», а по существу дела — возникшему новому партийному «тузу», Троцкий, пока еще не замечавший, что игра против него ведется краплеными картами, рассчитывал взять реванш в «открытом» поединке — на партийном съезде, намеченном на 17–25 апреля 1923 г.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию