Савва Сторожевский - читать онлайн книгу. Автор: Константин Ковалев (Ковалев-Случевский) cтр.№ 98

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Савва Сторожевский | Автор книги - Константин Ковалев (Ковалев-Случевский)

Cтраница 98
читать онлайн книги бесплатно

Не долго наслаждался монахолюбивый князь видом мирной деятельности в возникающей обители. Пронеслись военные слухи, военная труба огласила окрестности с соседственной горы, где было, под сению старинного Успенского собора, жилище княжеское. Скоро, как некогда двор обители Сергиевой, так теперь двор обители Саввинской наполнился людьми не в праздничных благолепных одеяниях того времени, а в железных доспехах ратных. Князь пришёл просить благословения на далёкий поход против Болгар на берегах Камы. «Господь ти поможет, благоверный княже, — сказал ему Савва, — и врагов одолееши и благодатию Божию здрав возвратишися». Эти слова были не слова только благожелания, но и пророчества. В три месяца совершён благополучно отдалённый поход, взяты многие города, и, отягощённое добычею, возвратилось войско. Покрытый славою Юрий, приняв благодарность от государя брата, поспешил с благодарностью к Савве, и нетрудно угадать то чувство, с каким благоверный князь, после благодарственного молебствия, приложась ко кресту, целовал руку, через которую истекло на него благословение Божие. Смиренный старец, отклоняя от себя славу человеческую, говорил князю о своей духовной немощи, признавал победу наградою от Бога за любовь князя к нищим и убогим и от избытка сердца обильно льющимся словом поучал его добродетели.

Разделяя радость с семейством и подданными, Юрий Дмитриевич выражал её обители в обилии своих приношений. Он давал своему отцу духовному на устроение монастыря и золото, и сёла с угодьями, и борти и бортниками, и свободу от дани и пошлин для живущих на монастырских землях, и право игуменскаго суда над ними. Наконец, усердием и щедростию Юрия, вместо деревяннаго, сооружён храм из белаго камня с позлащённою главою, освящённый также в честь Рождества Божия Матери.

Супруга Юрия, Анастасия, дочь Юрия Святославича Смоленскаго, без сомнения, входила сердцем и трудами рук в заботы мужа о новой обители. В монастырской ризнице хранится, как сокровище, белая шёлковая риза преп. Саввы, сходная с ризою пр. Никона, что сберегается в ризнице лавры [4]. Легко догадаться, чья искусная рука выводила золотом, серебром и шелками струйчатые узоры по голубому бархату оплечья этой ризы. Мы знаем, что в старину русские княгини и княжны значительную часть своей тихой жизни отдавали женскому изящному рукоделью. Не удивительно, что юная княгиня Звенигородская в своём тереме, из котораго, над лесистым берегом реки, виднелась златоверхая обитель, готовила дорогия облачения для своего отца и богомольца игумена Сторожевского, мысленно вручая себя и всё, что дорого ея чистому сердцу, святым его молитвам.

Обитель Саввы расцветала, украшалась, и далеко разносилась о ней и о нём добрая слава. Иноки стекались сюда, ища духовнаго руководства; князья, бояре и народ приходили искать себе утешения в молитве братии, назидания в их жизни, вразумления в мудрых советах настоятеля. Всех любезно приемля, он согревал сердца божественною любовию; но бодрствуя над другими, он постоянно и над собою бодрствовал. Опасаясь славы и счастия более, нежели в мире боятся унижения и бедствия, он уклонялся за версту от монастыря, к северу и там, в глубоком овраге [5], под сению густаго леса, ископав себе пещеру, предавался молитве и изливал потоки слёзные, в покаянии, в умилении, в созерцании на земли жизни обителей небесных. Там большие камни, доныне видимые, были местом его отдохновения.

Телесная болезнь предварила подвижника об исходе души из претружденнаго тела. Братия, собранная около его одра, внимала в последний раз его отеческому слову. Этот мужественный борец и победитель во внутренней брани; инок, никогда не изменявший своему уставному правилу, поучал своих сынов о Христе хранить смирение, телесную чистоту и братолюбие; тут же изрёк свою последнюю волю, покорно принятую всеми, чтобы настоятелем по нём быть избранному им самим из Среды его учеников и носившему тоже имя Саввы. В мире с совестию, в общении с Господом в Теле и Крови Его, любя и прощая, моляся и благословляя, отошёл этот сын света к Светоначальнику Отцу.

Мирная кончина игумена Сторожевскаго последовала в 3 день декабря 1408 (6915) года. Она была кончиною отца среди детей. Много слёз было пролито о нём. Братия обители оплакивали в нём своего кормника и учителя; князь Юрий Дмитриевич, княгиня Анастасия Юрьевна, их дети [6] — духовнаго отца, руководителя и друга, бояре — советодателя и заступника, жители Звенигорода и окрестностей — духовнаго светильника, озарявшаго целую страну.

Новопостроенный храм дал преподобному могилу [7].

Течение всей жизни св. Саввы простиралось лет на 80. Начав иноческий подвиг в числе первых учеников преподобнаго Сергия, он продолжал его около 60 лет, из которых последние 15 начальствовал; в Сергиевой обители, вместо Никона, около шести лет и на игуменстве Сторожевском восемь или девять [8].

Обитель Сторожевская, почитая своего основателя, «яко жива суща» своим начальником, заступником, отцом, благоговейно, в течение веков, хранит его память, его заветы и события после его кончины, доказывающия, что от земли он преселился в обители святых Божиих человеков. Святость его была признаваема ещё при жизни его. Как только пронеслась весть о его преставлении, окрестные жители понесли недужных своих в его обитель. Не прошло 25 лет, как различный явления благодатной силы стали более и более укреплять в православном народе веру к преподобному, доныне спасительно действующую.

Четвёртый игумен обители Дионисий (около 1430 года) был из тех, которые уже не знали лица основателя обители. Ему-то и благоволил преподобный Савва явить лицо своё, яко лицо Божия угодника. Ночью, после обычнаго своего правила, Дионисий возлёг почить от труда и узрел явившагося ему инока честнаго, благообразнаго, сединами украшеннаго, и услышал его говорящаго: «Дионисий, встань скорее, напиши образ мой на иконе». Дионисий вопросил его: «Кто ты, отче, и как имя твоё?» Благолепный старец ответствовал: «Я Савва, начальник места сего». Дионисий воспрянул от сна и, призвав старца, именем Аввакума, который был одним из учеников преп. Саввы, спросил его: «Каков был наружным видом преп. Савва?» Аввакум стал описывать ему наружность своего учителя. Игумен сказал ему тогда: «Поистине, брате, таким, как ты описываешь, явился мне преподобный в эту ночь и повелел изобразить себя на иконе». Он поспешил написать икону преподобнаго Саввы, так как сам был иконописец. Можно догадаться, что эта самая икона стоит теперь в церкви преп. Саввы, над дубовым гробом, в котором находилось тело угодника Божия до открытия мощей. По сохранившимся чертам иконы — высокому челу, большим глазам, правильному облику лица, на котором видны следы возраста, труда и поста — можно несколько понять, почему те, которым он являлся по смерти, называли его благолепным [9]. С этого времени начались чудеса и исцеления от гроба преподобнаго.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию