История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Кавказ. Том 1 - читать онлайн книгу. Автор: Николай Дубровин cтр.№ 194

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Кавказ. Том 1 | Автор книги - Николай Дубровин

Cтраница 194
читать онлайн книги бесплатно

Каждое утро старейшины, по одному из каждого тухума, выходили на площадь или к мечети и там вершили суд. При разборе и решении дел руководствовались преимущественно адатом.

Главная причина, почему адат предпочитался шариату, заключалась, во-первых, в том, что по Корану определены весьма строгие наказания за преступления, считавшиеся народом незначительными, как, например, воровство. Во-вторых, изучение мусульманского законодательства представляло непреодолимые трудности для полудикого народа, тогда как адат не требовал особых познаний, каждое дело решалось по уже бывшим примерам, а если таких не было, то большинством голосов.

Адат нашел поддержку не только у высших сословий, видевших в нем залог и обеспечение своих привилегий, но и у правителей различных ханств и областей. Штрафы, взыскиваемые в пользу правителей при решении дел по адату, составляли немаловажный источник их дохода, а кроме того, возможности устанавливать «новые адаты и решать по ним многие дела, не стесняясь постановлениями Корана, давали им могущественное средство упрочивать свою власть и ослаблять влияние на народ духовенства, по духу мусульманства всегда враждебного светской власти». Правда, и суд по адату не был всегда справедлив, но, во всяком случае, искажение истины при разборе дела несколькими лицами, которых выбирали преимущественно из людей уважаемых, было гораздо реже, чем при суде по шариату, где дело по большей части решалось одним муллой и притом по установлениям, малоизвестным народу. Наказы пророка были недоступны большинству – этим пользовались муллы, а установления адата знал каждый и, получая их от отца, передавал сыну.

Суд по адату производится, только если жалоба исходит от лица, имеющего на это право, и указан ответчик. По доносам разбираются только такие действия, от которых терпит ущерб все общество, как, например, порча дорог, мостов и пр. Предъявить суду жалобу может только обиженный – сам, лично, поверенные допускаются только муж за жену, отец или опекун за малолетних детей и владелец за своих рабов.

Иск бывает прямой, с доказательствами, или по подозрению. Доказательствами служат собственное признание, но без принуждения, поличное, считающееся несомненным доказательством преступления, и показания под присягой свидетелей, представляемых истцом, число которых различно (два – шесть) в разных общинах. В свидетели не допускаются женщины, вместо женщины в некоторых общинах присягает муж или брат, женщины допускаются к присяге только в Сюргинской общине Даргинского округа. Кроме того, не допускаются дети до 7 лет, сумасшедшие, родственники истца или заинтересованные в его деле, имеющие тяжбу с ответчиком, его должники, имеющие кровную обиду к ответчику, давшие обет не присягать и занимающие общественные должности.

Кроме вышеприведенных видов доказательств принимаются показания умирающего или раненого и всякого рода письменные документы.

Иски по подозрению принимаются по убийству, ранению, воровству, грабежу, угону скота, потравам, поджогам и пр. Истец должен и здесь указать, кого он подозревает, и объяснить причины подозрения. В этом случае единственным средством к обвинению служит присяга истца или очистительная присяга ответчика с определенным числом родственников того или другого. Число зависит от важности дела и величины иска, сильно отличается в разных общинах и бывает от одного и до шестидесяти. Для некоторых видов преступлений адат прямо указывает, кто должен присягать: истец или ответчик, а для других это оставлено на усмотрение судей, но истец, если хочет, может всегда отказаться от присяги и потребовать ее от ответчика. Присяга истца и присягающих с ним принимается за совершенное доказательство, но, если хотя бы один из соприсяжников истца откажется присягнуть, подозреваемый считается оправданным. Отказ ответчика присягнуть служит для него полным обвинением.

Присяга бывает двух видов: именем Бога (по шариату – Валлахи, Билляхи, Таллахи) и Хатун-Таллах или Кебин-Таллах, при которых присягающий клянется, что, если скажет неправду, брак его будет считаться незаконным. Если у присягающего несколько жен, он должен перед присягой указать, на какую из жен он присягает. Если выяснится, что присяга была ложной, брак считается расторгнутым, и жена должна уйти от мужа, получив все, что ей следует, как и при добровольном разводе. В некоторых общинах такая присяга требуется только в важных случаях, в других все женатые и во всех случаях должны обязательно присягать Хатун-Таллах. Число присягающих этим способом всегда меньше, чем требует адат, если присягающие клянутся именем Бога на Коране.

За все виды преступлений адат назначает следующие наказания:

1) Изгнание из селения с предоставлением права обиженному и его родственникам безнаказанно убить изгоняемого или простить его на определенных условиях. В зависимости от тяжести преступления виновный часто изгоняется не один, а с несколькими родственниками или со всем семейством. Этот вид наказания носит название выход в канлы.

2) Изгнание на определенный срок без предоставления обиженному права убить изгоняемого. По окончании срока изгнанник до возвращения в селение должен примириться с обиженным и устроить приличное угощение.

3) Взыскание деньгами и имуществом в пользу обиженного.

Кроме этих трех видов наказаний с виновного во всех случаях взыскивается штраф, хотя его величина может быть очень разной, раньше он шел в пользу ханов, правителей и членов сельского правления, а теперь поступает в штрафную общественную казну, из которой оплачивают общеполезные надобности.

Смертная казнь по адату не допускается, но в некоторых случаях предоставляется право каждому желающему убить преступника. К таким случаям в разных общинах относятся кража из мечети, умышленный поджог моста, соблазнение женщины и склонение ее к побегу от мужа, если виновный не женится на ней, убийства своего врага после примирения с ним, разрытие могил и похищение саванов, разврат, отцеубийство и другие преступления, наносящие бесчестье всему семейству обиженного.

По адату каждый член общества имеет право безнаказанно убить своего кровного врага, насильника, того, кто напал из засады, объявленного врагом общества; не подлежат наказанию за убийство хозяин, поймавший вора на месте преступления, муж, отец, сын и брат, заставшие кого-либо в прелюбодеянии с женой, дочерью, матерью или сестрой, но не иначе как обоих, застигнутых в преступлении, родственники, поймавшие двух лиц на мужеложстве, родственники похищенной женщины во время преследования похитителя.

Все остальные убийства влекут за собой кровную месть, которой подлежат все, вне зависимости от пола, возраста и часто даже владельцы животных, причинивших смерть.

В Аварии и Ункратле за нечаянное убийство и убийство, совершенное детьми или сумасшедшими, берется только штраф.

Кровная месть допускается между лицами одного сословия. Бек, убивший узденя, подвергается трехмесячному изгнанию, а затем, внеся определенное вознаграждение, мирится с родственниками убитого без соблюдения правил, установленных адатом для примирения. За убийство раба выплачивается его стоимость, а за убийство, совершенное рабом, кровной мести подвергается его владелец, если не отпустит его на волю.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию