История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Закавказье. Том 2 - читать онлайн книгу. Автор: Николай Дубровин cтр.№ 106

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Закавказье. Том 2 | Автор книги - Николай Дубровин

Cтраница 106
читать онлайн книги бесплатно

Напившись и наевшись, народ расходится по домам с веселым шумом.

Родственники умершего стараются во время поминок наготовить как можно более кушаний, вполне уверенные в том, что делают угодное покойнику. Народ верит в бессмертие души, но имеет весьма темное и сбивчивое понятие о будущей жизни.

По его понятию, люди на том свете живут такой же материальной жизнью; что там существуют богатство и бедность и чем более умершему приношений от живых, тем душе его легче. Они верят в то, что чем более будут закалывать животных на поминках, тем и у него их будет больше. Они думают, что душа лишившегося жизни от чужих рук должна находиться в вечном рабстве у своего убийцы. От этого явилось обыкновение мстить за кровь убитого. Этим действием, по мнению их, не только освобождается страждущая в рабстве душа их родственника, но и порабощает себе душу убитого.

Эта пластичность и материальность представления будущей жизни породила особый класс людей месултане — лиц, которым известна жизнь и похождения усопших. Родственники часто с подарками приходят к ним для того, чтобы спросить об участи покойника. У этих народов существуют также мкитхави (вопроситель) – лица, к которым приходят родные больного спросить: не прогневал ли он чем-нибудь святого.

Наматыванием на досочку ниток и разными гаданиями мкитхави определяет, что больного следует отнести к такому-то капищу, помолиться там и принести жертву. Если обязанность мкитхави исполняет деканоз, то вместе с больным приводят к нему овцу. Деканоз, заколов животное, омывает его кровью руки и плечи больного. После этого обряда, называемого хелмхрис-габо-на, больной должен непременно выздороветь.

Мусульманские провинции Закавказья
История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Закавказье. Том 2

Несколько слов о существовавших прежде ханствах и их населении


При присоединении в начале нынешнего столетия Грузии к России страна эта была окружена с востока и юга различными ханствами, признававшими до того власть Персии.

Самым ближайшим соседом и, можно сказать, самым беспокойным для Грузии был хан Ганжинский. Южная часть Сигнахского округа (впоследствии уезда) только рекою Курою отделялась от северной части ханства, по присоединении к России переименованного в Елисаветпольский округ.

Северная граница Ганжинского ханства от пункта, где река Джагир сливает свои воды с рекою Курою, шла по правому берегу последней реки, отделявшей его от владений Грузии; далее та же река Кура служила разделом между Ганжинским и Шекинским ханством, составлявшим северо-восточную границу Ганжинского ханства. Последнее на юго-востоке прилегало к Карабаху, составлявшему также и часть южной его границы, вместе с Эриванскою областью. На западе река Джагир отделяла Ганжинское ханство от Шамшадильской татарской дистанции, входившей в состав Грузии.

Ганжинское ханство заключало в себе часть той обширной равнины, которая, начинаясь в Казахской дистанции, пролегает по течению реки Куры, и, по мере отдаления от последней реки, по направлению к Ганжинским горам, она постепенно возвышается. Оканчиваясь на юго-востоке углом, равнина эта разделяется небольшим отрогом гор на две части, которые известны жителям под именами двух различных равнин: Аджибулахской и Джагирской.

Будучи безлесны и подвержены чрезвычайной жаре, обе равнины представляют собой самую бесплодную часть ханства, где травы истребляются палящими лучами солнца. Удушливый зной как этих равнин, так и многих других низменностей Ганжинского ханства способствовал развитию многих болезней, из которых господствующими считались желчная горячка, лихорадки и поносы, сопровождаемые воспалением желудка и кишечного канала. Цинга, обыкновенно появлявшаяся весною, свирепствовала здесь часто с необыкновенной жестокостью.

Вообще, по топографическому очертанию местность бывшего ханства представляет собою три характерные части, отличные по своему положению: одна из них гориста, другая перерезана лишь небольшими возвышениями и, наконец, третья совершенно ровная. Песок и глина составляют преимущественно тот грунт земли, которым покрыты горы, причем толщина его в некоторых местах довольно значительна, а в других не превышает четверти аршина. По ущельям гор и оврагам почва земли состоит преимущественно из чернозема и только в некоторых местах из глины; большая же часть равнины имеет также глинистый грунт, но плотный и свободный от камней.

Несмотря на то что большая часть земель бывшего Ганжинского ханства при орошении весьма пригодны для земледелия, они были весьма мало обработаны. Две трети Ганжинской равнины, вся Аджибулахская, значительное пространство в горах и по берегу реки Куры оставались невозделанными, по недостатку орошающих каналов и малой населенности ханства.

Берега рек и многие места ханства покрыты лесом, который можно разделить на строевой, фруктовый и кустовый или кустарники. Дуб и тополь достигают здесь до семи с половиной аршин в окружности и растут преимущественно по берегу реки Куры; в горах растет бук, на равнине чинар, доставляющий туземцу отрадную тень во время летнего зноя; ясень, ива, яблонные, грушевые, миндальные и абрикосовые деревья, колючка, барбарис, камыш, черемша, спаржа, употребляемая жителями в пищу, и марена, растущая в изобилии, составляют естественные произведения природы.

Из камыша жители приготовляют циновки, строят дома, сараи для шелковичных червей, употребляют на подпорки для винограда и прочее. Обилие леса и разнообразие его пород не делали, однако же, его дешевым по отсутствию путей сообщения и трудности доставки; почти все тяжести здесь, не исключая леса, перевозились на вьюках.

В прежние времена торговля и мануфактура были главнейшими источниками богатства ганжинцев, но с падением ханства Ганжа (Елисаветполь) утратила свое торговое значение, и жители, по необходимости, должны были обратить свою деятельность на земледелие, скотоводство, шелководство и другие сельские занятия, и настоящий труд их не пропадает даром: урожай пшеницы доходит здесь до сам-двадцать.

К северо-востоку от Ганжинского ханства и непосредственно примыкая к нему, находилось ханство Шекинское (переименованное потом в Текинскую провинцию), ограниченное с севера Главным хребтом Кавказа от Салавата до Баба-Дага и частью Кубинского ханства, с востока Ширванским ханством, от которого в северной части отделялось рекой Гок-Чай, с юга рекой Курою, отделявшею его от Карабаха; на юго-западе той же рекой, служившею разделом между Шекинским и Ганжинским ханствами, и, наконец, на западе Шекинское прилегало к Грузии и владениям султана Элисуйского.

Ветви Главного Кавказского хребта, пролегающие по Шекинскому ханству, состоят преимущественно из бесплодных скал, только в некоторых местах покрытых землею и служащих пастбищами. Передовые отроги гор, прилегающие к равнинам, будучи наносного свойства, состоят из желтой или красноватой глины, смешанной нередко с камнями; почва долин черноземна.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию