История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Закавказье. Том 2 - читать онлайн книгу. Автор: Николай Дубровин cтр.№ 36

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Закавказье. Том 2 | Автор книги - Николай Дубровин

Cтраница 36
читать онлайн книги бесплатно

Но Берианти хотелось до последней степени испытать достоинства Ислама, чтобы окончательно убедиться в них. С этой целью он велел ему в одну ночь срубить большое дерево, растущее перед дворцом, ножом самого Берианти. И на этот раз ему оказала помощь первая заступница, которая дала ему собственный ножик, имевший свойство срубить дерево гораздо ранее назначенного срока. В этой надежде он приступил к указанному дереву, в урочное время исполнил свой долг и с радостию предстал пред Берианти. Тот назначил ему после того еще много и других испытаний.

– Ислам, – сказал наконец Берианти, – наследник сказанных тобою имений, как ты сам утверждаешь! Уже истекает двенадцатый год, что ты удалился из родной земли; в это время ты с честью и славой выполнил все на тебя возложенное, за что ныне мы тебе жалуем наше большое войско, для возведения тебя на прежнее господство, вновь приобретенное тобой при нашем доме. Ныне будь ты предводителем нашего войска.

С этими словами он вручил Исламу войско и отправил его в родную страну. После многих переездов по дальним дорогам Ислам достиг первого сванетского селения Лашхраши, где принес Богу благодарение за столь счастливое возвращение.

В ту же ночь пошел Ислам к дверям своей кормилицы.

– Кормилица! – крикнул он. – Отвори мне дверь.

– Да не увижу я твоего добра (счастия), – отозвалась изнутри старуха, – с тех пор как меня некому уже звать кормилицею.

– Отвори дверь, – повторил вновь изгнанник, – я твой Ислам!

Старуха все-таки не поверила, пока он, по ее просьбе, не просунул к ней через дверь свою руку. Тогда она тотчас же узнала руку своего питомца и с большой радостью отперла ему дверь и не только сама вышла навстречу своему, давно уже пропавшему, питомцу, но и вывела всех домашних. К следующему дню кормилица приготовила для Ислама пищу и сообщила ему, как жестокие враги издевались над его матерью, когда она плакала по сыну.

Ислам, в сопровождении кормилицы, встретил свое бесчисленное разнообразное войско, бурки которого пестрили сванетскую землю, а оружие отражалось блеском на окрестностях.

Вскоре до Отара Речквиани дошла весть, что Ислам Дадишкелиани идет с Бериантовым войском. Тот, со своими родичами, охотно выступил на бой, и эта готовность вызвала было сначала похвалу, но после бесчисленным сражений он был побежден, и немилосердно, по существовавшему обыкновению, опустошили владения всех Речквианов. Войско же Бериантово возвело Ислама в прежнее его достоинство, было им награждено, по туземному обычаю, и возвратилось восвояси.

После всего этого Ислам счел первым долгом обрадовать своего покойного деда и, согласно его просьбе, отправился на могилу.

– Отар, Отар! – крикнул он. – Двенадцать Речквиановых домов низведены нами до двух, значит, исполнено твое желание, завещанное мне, и ныне предай тлению и покою свое тело!

А мертвец, словно гром небесный, отозвался из могилы, поколебал близлежащие места и даже церковь, которая треснула, в каком положении она и ныне находится. Видевшие это действительно убедились, что труп Отара не принимал тления до сих пор, и это изумительное событие разнеслось всюду»…

Дикая и суровая природа Сванетии сделала и обитателей ее не менее суровыми; они являются каким-то остатком древнего

человечества, до которого не коснулась ни одна пылинка просвещения. Все жители чрезвычайно привязаны к своей родной почве, и многие из них редко посещают соседей; жители Верхней Сванетии по большей части не видали Княжеской.

Черты лица сванета напоминают горных грузин. Жители в особенности Княжеской Сванетии более чем среднего роста, стройны и излишнюю толстоту считают за порок, как следствие невоздержанной жизни. Имея здоровый вид, сванеты по большей части белокуры, бреют бороду, но оставляют усы, волосы стригут в скобку и сзади немного подбривают. Женщины также белокуры и редко встречаются с темно-русыми волосами, глаза голубые, нос прямой, продолговатый, рот небольшой и вообще оклад лица довольно правильный. Природа наделила сванетов значительной физическою силой, хорошими умственными способностями и быстрым соображением, но круг сведений их чрезвычайно ограничен, точно так же как и язык. Не имея письменности на родном языке, они употребляют грузинские письмена и, при сношениях своих с имеретинами и мингрельцами, говорят по-грузински.

Нравственная сторона характера представляет смесь хороших и дурных качеств. Сванет чрезвычайно впечатлителен, помнит добро, признателен и всегда весел. Он гостеприимен, радушен, но любит попрошайство и требует вознаграждения за каждую незначительную услугу. Сванеты целомудренны, верны своему слову и клятве, но зато горды, мстительны, скрытны и суеверны в высшей степени. Гордость не мешает им иметь о себе самое низкое понятие. Туземец не скрывает своего невежества и своих пороков и при этом сознается, что у него нет решимости и силы воли, чтобы исправить себя.

Лично они храбры, но не способны к дружному действию против врагов; в них нет единства действия.

Вообще характер сванета весьма непостоянен; он то занимается хлебопашеством, то, бросив его, пускается в торговлю, то ищет пропитания в одном грабеже. В нем нет воинственности, нет отваги и того молодечества, которое внушает презрение к опасности, – одна корысть и зависть, питаемые друг к другу, служат путеводительницами сванета на опасные предприятия. Он не нападает явно, но за кустом и камнем выжидает противника, захватывает добычу тайком и спасается без оглядки в своих неприступных горах.

Удивительное искусство ходить по горам и тропам скоро и много и терпение в перенесении трудов в дороге доставляют ему полную защиту от преследования и наказания. Огромные трещины гор наполняются снегом, сглаживающим все пропасти; порывистые ветры свирепствуют с ужасной силой, а смелый сванет, надев на ноги большие деревянные тхеламури и запасшись длинным остроконечным шестом, отправляется на рассвете в путь. Где для другого нет никакой возможности пройти вовсе, там сванет, без особой усталости, сделает до 70 верст в сутки, перенесет на себе тяжелые вьюки и пройдет через глубокие снега и страшные пропасти, с таким же хладнокровием и спокойствием, как бы гуляя по своему двору. Во время пути он может оставаться без пищи два и даже три дня, а при случае съест за одним обедом трехдневную порцию.

Костюм сванета мало чем отличается от костюма имеретина и мингрельца; его составляет грубая суконная черкеска, серого или черного цвета, с двенадцатью патронами на груди. Мужчины носят бумажный стеганый архалук. Рубашка сванета грязна, а штаны его узки и сшиты из серого или верблюжьего цвета сукна. Вместо сапог он носит сафьянные башмаки без подошв, а чаще всего простые лапти. Талию его обхватывает узкий ремешок, на котором висит кинжал. Хорошее оружие составляет главную его заботу, и на него он обращает особенное внимание, бережет и чистит. Оно состоит из ружья, пистолета, кинжала и очень редко из шашки. Оружие ценится весьма дорого, и за иное ружье сванет готов отдать 50 и даже 60 быков.

На голове он носит шапки двух видов: одну зимою, другую летом. Зимняя состоит из валяной, шерстяной, остроконечной шапки, белого или черного цвета, а летняя точно такая же, какую носят имеретины, только еще меньше, так что едва закрывает маковку. Люди более зажиточные стараются щегольнуть своим костюмом. Богатый молодой сванет надевает синюю суконную черкеску, хотя сшитую точно так же неуклюже, но отороченную серебряным галуном. На голове его, на самой маковке, лежит очень маленький, величиною в старый русский пятак, кружок шелковой материи, подшитый кожею и подвязанный на подбородке тоненьким черным шнурком. Оружие такого сванета исправно и отличается чистотой отделки.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию