История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Закавказье. Том 2 - читать онлайн книгу. Автор: Николай Дубровин cтр.№ 71

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Закавказье. Том 2 | Автор книги - Николай Дубровин

Cтраница 71
читать онлайн книги бесплатно

Если лица, подвергавшиеся штрафу за уклонение от военной повинности, не могли уплатить его даже и за продажей всего имущества, то взыскание заменялось соответствующим наказанием. Так, князь заковывался в кандалы и сажался на один месяц в темницу, где содержался на хлебе и воде, но при этом полагалось давать известное количество вина. Дворянин, несостоятельный для уплаты штрафа, наказывался сотней палочных ударов и содержался в темнице на тех же условиях, как и князь.

«Каждый воин, оказавший неповиновение начальству, подвергается телесному наказанию, должен быть связан цепями и забит в колодки».

«Взыскиваемый доселе с деревень, – писал царь, – гостинец для нас и для свиты нашей, исключая гостинца для угощения иностранцев, слагаем с оных, по той причине, что, когда мы бывали в Карталинии и Кахетии, следовали за нами многие комиссионеры, и через них жители терпели притеснения. По случаю же сего нового для войска учреждения таковой гостинец каждый вызываемый в чередную службу человек должен употреблять в свою пользу».

«Если по обстоятельству дела случится нам ехать в какое-либо место нашего царства, кроме военных случаев, то из учрежденной армии, сколько нам угодно будет человек, столько и должны провожать нас». Всем должностным лицам и свите, сопровождающей царя, вменено в обязанность ограничиться самым необходимым числом прислуги, для которой царь сам доставлял содержание. «Но в какое селение ни прибудем, – писал Ираклий II, – оно должно приготовить нам содержание, в скоромные дни – скоромное, а в постные дни – постное с вином; для содержания же лошадей повелеваем: с половины апреля до октября не требовать ячменя, а с половины октября до исхода марта требовать по две и три литры (литра 9 фунтов), равно и тогда, когда случится нам остаться в селении два дня; конвойные же люди должны иметь собственное содержание, так как они берутся из армии, которой повелено иметь свое содержание на целый месяц».

Таковы были главные основания воинского устава в Грузии. Царь Ираклий II, сознавая, что только при справедливости требований и одинаковой обязательности исполнения этого устава всеми сословиями народа он может принести значительную пользу государству, оговорил в нем, что не допускает изъятий в нем ни для мамушек, ни для бабушек, ни для нежных сынков и племянников.

«Да будет всем малому и великому известно, – писал царь, – что как нельзя изменить закона веры, так и сего воинского устава отменить или облегчить в чем-либо нельзя, и ни мы, ни сыновья наши не можем даровать провинившемуся никакой пощады. Духовное лицо или знаменитый князь, дворянин, или крестьянин, или почетная женщина, принявши на себя ходатайство об отмене из оного чего-либо, какого бы почтения и уважения ни был, будет виновен и подвергнется ответственности душою и телом».

От этой воинской повинности освобождались только осетины, хевсуры, пшавы, тушины и другие горские жители, жившие в соседстве хищных народов на границах, требовавших постоянной защиты и охраны. Такого ополчения в одну очередь собиралось до 5000 человек при князьях, тысяченачальниках, пятисотниках и сотниках. Войска эти частью были конные, частью пешие и все на собственном содержании. В случае нужды соединяли две и три очереди вместе.

Из этих отрядов содержались караулы, человека по четыре в каждом, из людей надежных и знающих все скрытнейшие места, чрез которые проникали в Грузию лезгины из Ахалциха и других мест. По своей малочисленности караулы могли укрывать себя весьма удобно и при появлении лезгин тотчас извещали отряды и ближайшие селения.

Для возбуждения в подданных усердия к охранению отечества царь Ираклий Теймуразович находился сам ежегодно один месяц на страже. Примеру его последовали царевичи, и служба эта скоро стала почетною, так сказать аристократическою, хотя ненадолго. Старший сын Ираклия II, Георгий, первый подал повод к ослаблению этого учреждения неисполнением своей очереди. Тогда и прочие царевичи, а потом и князья, избегая исполнения этой обязанности, скоро совершенно уничтожили это учреждение. В последние годы жизни престарелого Ираклия при раздроблении Грузии на уделы между царевичами, мало уважавшими повеления царя, Грузия была поставлена в такое положение, что царь, по опустошении Тифлиса Агою-Магомет-ханом в 1795 году, не имея средств оградить страну от хищничества горских народов, решился содержать у себя по найму от 5000 до 10 000 лезгин. Их продовольствовали припасами, взятыми у народа чрезвычайными поборами. В таком положении получил Грузию и царь Георгий XII; хотя бедствия страны извне, казалось, и уменьшились, но зато наемные лезгины производили безнаказанно ужасные грабежи, пока не прибыли в Грузию русские войска.

Имеретины, мингрельцы и гурийцы
История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Закавказье. Том 2
Глава 1

Природа Имеретии, Мингрелии и Гурии. Богатство растительности. Климатические особенности. Дома туземцев


Берег Черного моря, начиная от реки Ингур и до границы нашей с Турцией, занят мингрельцами и гурийцами. Пространство, заключенное рекой Ингур, нижним течением реки Рион, до впадения в него реки Цхенис-Цхали, и правый берег этой последней реки населены мингрельцами. Река Рион отделяет Мингрелию с юга от Гурии, с востока от Имеретии.

Гурия прилегает на юге к Турции, от которой отделяется небольшим горным ручьем Чолокою (иначе Антопурою) и горами Чальякретами, а с востока прилегает частью к Ахалцихскому уезду, а частью к Имеретии. Последней принадлежит все пространство между левым берегом реки Цхенис-Цхали, Сванетиею и Грузино-Имеретинским хребтом гор, отделяющим Имеретию от Грузии.

Вся область Имеретии имеет три различных климата. Возвышенные места, равнины и небольшие плоскости на горах, примыкающих к Главному Кавказскому хребту, словом, полоса, занятая Рачинским участком, имеет климат умеренный. Природа здесь величественна, но угрюма; с гор, поросших высокими соснами, березами и чинарами, сбегают частые и шумные водопады; рожь, ячмень и овес составляют главные произведения земли; виноград попадается редко и не вызревает.

Подымаясь еще выше к Главному хребту, встречается вечная осень и зима. Большая же часть населения живет в долинах, между гор, в защите лесов и пользуется приятнейшим и теплым климатом. Здесь растет сарачинское пшено, шелковица, виноград и множество разнообразных фруктовых деревьев. Третья полоса, составляющая собственно бассейн Риона, – жаркая, влажная и поражающая своей растительностью. Здесь две весны. Трава, выжженная солнцем во время лета, снова растет и покрывается цветами осенью. Здесь туземец живет даром, не снискивая себе пропитания в поте лица.

Оттого в Нижней, подгорной, Имеретин женщины не занимаются никакой земледельческой работой. В поле работают мужчины, несмотря на свою лень. Женщины же после срезания хлеба выходят на поля и подбирают оставшиеся на ниве колосья, которые и жертвуют или в пользу церкви, или причта. Напротив того, в Верхней, или горной, Имеретин, в местах гористых и суровых, где земля не так плодородна или недостаточна для продовольствия, по малому ее количеству, особенно в Раче, работают все одни женщины, а мужья их отправляются на заработки к соседям. Среди высшего сословия домашнее хозяйство все лежит на попечении женского пола.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию