Один день в Древнем мире. Записки путешественника во времени - читать онлайн книгу. Автор: Дмитрий Демченко cтр.№ 47

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Один день в Древнем мире. Записки путешественника во времени | Автор книги - Дмитрий Демченко

Cтраница 47
читать онлайн книги бесплатно

Где же я оказался, что меня накрыло такими тяжеленными мыслями? В месте, где люди бьют друг друга за деньги, а другие ставят на это деньги, пьянствуют и устраивают оргии. Даю подсказку – под описание подходит два места. Первое – любой пивной бутик в не очень благополучном районе вашего города. Ну а второе – Древний Рим, где происходило ровно то же самое. Угадаете с двух раз, куда меня занесло? Конечно же в колыбель современной цивилизации. Ведь две тысячи лет назад Рим был гораздо более похож на современные государства, чем какая-нибудь Германия эпохи Возрождения, где за месяц за подозрения в колдовстве могли казнить треть населения. К этому этапу человечество еще определенно вернется, ведь зачатки современной охоты на ведьм тоже имеются. Но пока в спирали истории мы в переносном смысле застряли в Риме. А я в самом что ни на есть прямом.

На дворе 185 год нашей эры, и впервые мое путешествие оказалось лишено культурных, психологических и прочих проблем. Любой человек, каким-то чудом сохранивший рассудок в настоящем времени, в котором для кроссовок придумано сто разных названий, в Древнем Риме точно бы выжил. Выжил и я, а заодно узнал, что быть гладиатором – не так уж и страшно, амулеты действительно бывают магическими, а львы боятся тебя не больше, чем ты их. За предыдущие миссии я окончательно убедился, что родился если не в рубашке-то как минимум в комфортной такой маечке, неплохо защищающей от смертельных угроз. Поэтому к очередным попыткам вселенной меня убить я теперь отношусь по-философски. За сегодня их было достаточно, но обо всем по порядку.

Дело было так. Провалявшись полчаса на лежанке в Спарте, я задремал. Драки с илотами и охранниками штука изматывающая, да и, по моему скромному мнению, любой успешный человек, получив вертикальную поверхность и свободное время, должен засыпать без раздумий. Мотивационные речи из социальных сетей, призывы к саморазвитию и выделению свободного времени на хобби оставьте слабакам. А человек, который знает толк в жизни, спокойно передохнет и с новыми силами вернется к делам. Что я и сделал. Глаза я открыл от пинка умеренной силы, с удивлением обнаружив себя лежащим на дороге, полной народу. Пытаясь понять, продолжение ли это сна со знойными египтянками или же нет, я получил второй пинок и окончательно проснулся. Знойные египтянки во моих снах занимались другими вещами. Я вам не из этих любителей плеток и подобных извращений.

А пинал меня ребенок, одетый в красно-белую тунику до колен. Его лицо выражало искренний интерес. Еще бы – почти наверняка он видел, как мои 80 килограммов в спартанской овечьей накидке появились на земле из ниоткуда. По-хорошему таких ситуаций быть не должно – кто в здравом уме в ожидании перемещения во времени завалится спать? Да еще забыв сходить по большому, от чего желудок, отведавший спартанской каши, яро высказывал недовольство всеми доступными ему методами. Но мои со здравым смыслом дорожки разошлись еще на борьбе с неандертальцем, поэтому, шустренько поднявшись и отряхнувшись, я вручил мальцу непонятно как оказавшуюся в кармане спартанскую ложку, поблагодарил на греческом и пошел куда подальше. Я достал компьютер и убедился, что мои слова ребенок почти наверняка понял. Пусть я и не в Греции, а в Риме. Но древнегреческий тут наравне с латынью считался официальным языком. Да и вообще римляне греков почитали. Религию, философию и даже музыку они у греков перенимали, немного переделывая и выдавая за свою.

Хотя с точки зрения истории Древний Рим не намного моложе Греции. Да, сам город и столицу империи основали из небольших поселений только в 753 году до нашей эры, в то время как греки катали меня на корабликах на тысячу лет раньше. Но как я уже упоминал, с классическими древними греками ребят с Крита и даже древних жителей Афин связывало не так много. Греки, конечно, могут похвастаться глубочайшей историей. Но во время расцвета их государственности и тех же войн с Персией, косвенным участником которых я не так давно стал, Рим уже существовал. Да еще как существовал. Если вкратце, первые две сотни лет римлянами управляли цари. В этот период Рим фактически был городом-государством. Как и все подобные города, Рим управлялся кем попало и никак не мог определиться со своей идентичностью. Правили то латины, то этруски, то даже царьки, подозрительно похожие на греческих засланных казачков.

Спас раздираемый противоречиями и населенный разрозненными группами населения сенат. Видя, как должность царя покупается, римляне в 510 году выгнали последнего царя пинками под задницу, провозгласив республику. Жить стало немного легче, но только немного. Сенат и богатенькие представители власти столкнулись с неожиданной проблемой, о существовании которой не догадываются и некоторые современные политики. Люди не могут есть камни, а камни, в свою очередь, не могут платить налоги. И в следующие пару сотен лет в Риме развернулась борьба имевших власть патрициев и бесправных плебеев. Решение классовых противоречий и позволило Риму не стать очередным государством, описанию которого в учебниках выделяют две строчки и звучит оно как «поехавший крышей царь разорил и потерял страну, а территории забрали соседи».

Римляне создавали множество органов государственной власти, следивших за распределением земель и организацией народных собраний. Сенат всячески пытался увеличить градус свободы своего населения, а заодно и тяжесть зарплат в их карманах. В итоге плебеев почти уравняли в правах с патрициями. Это, конечно, не решило все проблемы. Но где-то здесь в Риме наконец воцарился порядок, появилась система противовесов, и город начал причмокивать и пускать слюнки на соседние территории. Что выгодно отличало Рим от других завоевателей древности, так это внезапная симпатия жителей покоренных территорий. Да, особых прав им не давали. Но методичные и предприимчивые римляне несли не только новые налоги. Вместе с римлянами в других землях появлялись дороги, акведуки, бани, рынки и прочие блага. И зачастую, несмотря на снижение социального статуса, жители завоеванных территорий начинали жить лучше.

Где-то к 250 году до нашей эры территорию современной Италии Рим покорил. А потом случился Карфаген. Это вообще отдельная история. Но если вкратце, желая зарабатывать больше шекелей, строить больше дорог и больше торговать, забрав всю Италию, римляне столкнулись с проблемой. Торговлю и политику в Средиземном море по большей части контролировал африканский Карфаген, забравший даже половину Испании. Населен он, правда, был семитами и с современным Тунисом, расположенным на том же месте, ничем особо не схож. Причем ситуация была такой, что греки от Карфагена тоже страдали. И в отличии от римлян, которых, как я уже упомянул, покоренные народы в этот период чаще любили, чем ненавидели, к Карфагену Южная Европа относилась как встречающий вас из гостей кот, учуявший запах другого кота. Мягко говоря, прохладно. После трех тяжелейших войн Карфаген, как вы знаете, пал. Но мало кто знает, что на деле Рим его не стер с лица земли, как об этом говорят некоторые историки. Рим, напротив, снова заселил Карфаген, наделал там колизеев и прочей инфраструктуры. А уничтожили великий город спустя кучу лет арабы, которые вообще с завоеванными территориями особо не парились.

После победы Рим окончательно стал гегемоном континента, попутно закусил Грецией и снял большинству функций с сената, превратившись в империю, которая покорит галлов, бриттов и германцев. Империя просуществовала до 476 года, предварительно разделившись на две части. Собственно, вернувшись к кудрявому пинавшего меня пацану, причина разделения именно в языке. Латынь римляне никому не навязывали, предпочитая ассимилировать людей в первую очередь по культурному признаку. Вот и вышло так, что восточная часть Римской империи по большому счету говорила на греческом, а западная – на латыни. И знать оба языка среди уважающих себя граждан считалось честью. Забавно, что сама латынь вообще станет мировым языком уже после гибели Римской империи. А все потому, что римляне, как уже упоминалось, на завоеванных территориях относились к людям относительно гуманно. И те сами мечтали выучить латынь, продолжая ее учить и после падения государства.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению