Анты. Загадка исчезнувшего народа - читать онлайн книгу. Автор: Станислав Чернявский cтр.№ 15

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Анты. Загадка исчезнувшего народа | Автор книги - Станислав Чернявский

Cтраница 15
читать онлайн книги бесплатно

Сам Улдин считал, что гунны должны переселиться еще дальше на запад, а потому старался не конфликтовать с Византией. В итоге он переместил свою орду в Паннонию. Л.Н. Гумилев полагает, что гуннов влекла за собою логика вещей: они преследовали врагов своих друзей. Свевы (алеманны) были врагами гепидов, вандалы и, может быть, бургунды – врагами ругов, а злейшими врагами самих гуннов являлись аланы. Преследуя их, воины Улдина и заняли Паннонию. Его сопровождали остготы, славяне, руги и еще одно германское племя – скиры, которые были первоначально данниками готов, а теперь переметнулись в лагерь гуннов. Скиры переселились в Паннонию всем народом, а руги и славяне – нет.

В Паннонии гунны нашли идеальное место для поселения. Это была пушта – степь, пригодная для выпаса коней. Улдин перенес сюда центр своего государства. В то же время часть гуннов – акациры – осталась в Причерноморье. Там же кочевали угорские племена, подчиненные верховному правителю гуннов. Причерноморье опустело. Сведения, добытые археологами, говорят о том, что черняховская культура, господствовавшая в Поднепровье, подверглась разрушению примерно в эту эпоху. Разумеется, сие связано с тотальным разгромом готов и аланов, который учинили гунны. Поднепровские земли оказались расчищены для славян.

В Паннонии славяне и гунны разделили земли полюбовно. Первые выбрали земли вокруг «болота», не пригодные для выпаса скота. Гунны и угры взяли себе прилегающую степь. А славянское «болото» превратилось в Балатон – это известное озеро, расположенное к югу от Будапешта.

Ни русские летописцы, ни западные хронисты не говорят ни слова о вражде гуннов и славян. Значит, этой вражды не было. Наши предки нашли общий язык со степняками, которые истребили аланов и помогли возвыситься славянскому этносу. С.В. Алексеев полагает, что именно к пребыванию славян в Паннонии следует отнести легенду о вражде с «волохами», переданную Нестором в Повести временных лет, но оснований для такого отождествления всё-таки не находится. «Волохи», то есть вельски, не имели сил даже для того, чтобы обороняться. Следовательно, сообщение о борьбе славян с «волохами» следует отнести всё же к более раннему периоду.

Сперва Улдин выступил союзником западных римлян. С ним договорился о совместных действиях временщик Стилихон. Когда на Рим выступили полчища Радагайса, Улдин помог Стилихону – прислал войска. Так что в разгроме Радагайса была заслуга гуннов и, может быть, славян. Это легко объяснимо: гунны преследовали своих врагов – аланов и поучаствовали в их истреблении.

Отношения с Византией были менее стабильны. Гунны и их союзники успели сделать несколько налетов на Мёзию, но до большой войны дело не дошло. Затем Улдин умер. Ему наследовали родичи Донат и Харатон. Донат был предательски убит римлянами, а Харатон остался правителем гуннов. Как долго он правил и при каких обстоятельствах сошел со сцены – неясно. Его преемники – двое братьев: Октар и Ругила. Они продолжили наступление на запад против своих врагов, главными из которых являлись теперь бургунды – племя вандальского круга. Сами вандалы были уже далеко – они завоевывали Африку. Октар умер примерно в 430 году (как уточняет Сократ Схоластик, «от обжорства»), Ругила переселился в иной мир в 434-м или 440-м.

У Октара и Ругилы был третий брат – Мундзук, но он не считался правителем и умер ранее своих родичей, обладавших властью. После смерти Ругилы вождями гуннов становятся его племянники – Аттила и Бледа, сыновья Мундзука. Из этого ясно, что у гуннов сложилось нечто отдаленно похожее на лествичную систему. Правами на власть обладал один правящий род, а его представители перемещались по служебной лестнице. Причем практиковалось соправительство, чего ни раньше, ни позже у кочевников не бывало.

Да у гуннов оно не прижилось. Аттила уничтожил Бледу. Известие об этом имеется в хронике Проспера Аквитанского. «Король гуннов Аттила убил своего брата и соправителя по царству Бледу и привёл под своё господство его племена», – сообщает Проспер. Может быть, Бледа правил на востоке орды, в Поднепровье? Спустя короткое время после его смерти там восстали акациры. Кажется, они пытались отомстить за своего вождя. Восстание было подавлено. Новым предводителем акациров сделался Эллак – сын Аттилы. Это означало, что воины получили в качестве вождя одного из представителей правящего рода и сохранили своего рода автономию. Вспомним пример из русской летописи, когда новгородцы требовали у Святослава отправить к ним на княжение одного из сыновей и тот отправил Владимира Красное Солнышко.

Вскоре после подавления акациров Аттила напал на Византию, форсировал Дунай, разгромил восточноримские войска в открытом поле и разорил Фракию (447). Причиной войны стало массовое бегство гуннских подданных в пределы Византии. Бежали, конечно, германцы, ненавидевшие гуннов. Аттила считал, что восточные римляне натравливают на него всех неблагонадежных. Так оно, видимо, и было. Со стороны предводителя гуннов последовало возмездие.

Точно известно, что на стороне гуннов сражались скиры, угорские племена и покоренные остготы; гепидский конунг гепидов Ардарих считался личным другом Аттилы. Следовательно, гуннская империя была сложным образованием из покоренных земель и союзных территорий. Это первый опыт степной империи в Восточной Европе, своеобразная «репетиция» Золотой Орды.

Находились ли в войсках Аттилы славяне? Если да, то не как отдельное племя со своим вождем, а как отдельные бойцы. Племена и вожди прекрасно известны историкам. Ни словен, ни антов среди этих племен нет.

Византийцы запросили мира и отправили посольство к Аттиле, в составе которого был знаменитый Приск Панийский. Приехав в ставку Аттилы, Приск попробовал медос, из чего мы и можем заключить, что славяне жили в Паннонии.

Гуннский вождь произвел сильное впечатление на послов. Аттила был низкого роста, но широкогрудый, как всякий гунн-лучник; вождь имел маленькие узкие глаза, редкую бороду, приплюснутый нос и смуглую кожу, которая византийцам казалась почти черной. В бешенстве он был страшен, но в обычные моменты отзывчив, благороден, внимателен, дружелюбен со слугами и справедлив к подданным (Гетика, 183).

Благоприятное впечатление, оставленное гуннским правителем, не помешало византийцам организовать заговор против него. Ромеи попытались убить Аттилу, подкупив одного из приближенных варварского правителя. В Константинополе прекрасно понимали, что, уничтожив выдающегося вождя, уничтожат и его империю. Но покушение сорвалось, приближенный Аттилы донес о нем своему господину. Гуннский правитель взял с византийцев выкуп и этим ограничился. Гуннский вождь не был столь дик и свиреп, как принято думать.

Византийцы и гунны заключили мир. Ромеи (восточные римляне, подданные Ромейской империи, которую мы условно зовем Византией) обещали выдать Аттиле всех перебежчиков и впредь не принимать к себе варваров из-за Дуная. В источниках их называют «скифы».

Византийцы дорого заплатили за то, что приняли беглецов. Война была проиграна и еще пришлось выплатить 6 тысяч литр золота (литра – это не современный литр, а римский фунт; то есть гунны получили около двух тонн драгоценного металла).

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению