Анты. Загадка исчезнувшего народа - читать онлайн книгу. Автор: Станислав Чернявский cтр.№ 17

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Анты. Загадка исчезнувшего народа | Автор книги - Станислав Чернявский

Cтраница 17
читать онлайн книги бесплатно

Иордан пишет, что в кровавой битве при Недао полегло 30 тысяч воинов. По сравнению с битвой на Каталунских полях это пустяки – потери в ней Иордан оценивает в 165 тысяч бойцов. Цифры, конечно, завышены, но в обоих случаях мы имеем дело с кровавыми и жестокими сражениями.

Столкновение при Недао стало роковым для империи гуннов. Эллак проиграл битву и погиб. Его братья Ирник и Денгизих отошли в Причерноморье. Паннонских славян при этом просто перерезали. Галицийские словене и приднепровские анты остались на своих местах.

5. Агония империй

В том же 454 году, когда Эллак погиб при Недао, западноримский император Валентиниан III собственноручно заколол своего лучшего полководца Аэция по подозрению в измене. Римские остроумцы говорили, что император своей левой рукой отрубил правую. Вскоре после этого Валентиниан изнасиловал жену одного из своих сенаторов – Максима. Тот в свою очередь зарезал императора и захватил власть, но имел глупость сообщить вдове Валентиниана, что убил ее мужа из-за любви к ней. Вдова призвала вандалов, чтобы те переплыли море, взяли Рим и убили Максима. Так и случилось.

Вандалы явились к стенам Рима, Максим не смог организовать оборону и был убит толпой разъяренных горожан. После этого вандалы основательно разграбили Вечный город, попутно уничтожив массу художественных ценностей и подарив миру термин «вандализм». Пиратское королевство разрослось. В состав его состав вошли, помимо Африки, Сардиния, Корсика, Балеарские острова. Причем речь уже не шла о том, что вандалы – имперские федераты. Они были вполне независимы и грабили прибрежные территории. Потеря Африки была для Гесперии особенно тяжела – оттуда доставляли хлеб в трехмиллионный Рим. Начались перебои с продовольствием, и население стало разбредаться из Вечного города кто куда.

В Италии началась чехарда императоров. Преемственности власти больше не было, престолом стали распоряжаться военные – самые расторопные командиры из варваров. Одним из них оказался временщик Рецимер (405–472), по отцовской линии свев, по материнской – вестгот. Он возвел и затем уничтожил нескольких императоров. Самым способным из них был Майориан (457–461), которому удалось присоединить к империи значительную часть Галлии и Испании. Но Майориан потерпел неудачу при попытке собрать флот для уничтожения королевства вандальских пиратов, а затем попытался отстранить Рецимера от власти и поплатился за это жизнью.

Гибнущую Гесперию пробовали спасти византийцы, но потерпели неудачу из-за варваров-ариан, которые командовали войсками. Главными были двое – Аспар и его сын Ардавур, аланы по происхождению, друзья вандалов и враги гуннов. Поэтому экспедиция против вандалов, предпринятая византийцами в 467 году, закончилась неудачей, а помощь Гесперии ограничивалась кадрами и полезными советами. Время от времени в Италию посылали сенаторов, которые занимали императорский престол, но военных сил для поддержки этих марионеток у Константинополя не было.

Тем временем вестготы, владевшие Аквитанией, перевалили Пиренеи и заняли большую часть Испании. В Галисии прочно сидели свевы. Рецимер умер во время одной из смут в результате эпидемии. Перед смертью он оставил войско своему племяннику Гундобаду, который совмещал должность римского магистра милитум (генерала армии) с титулом бургундского конунга. Недолгое время (472–473 годы) Гундобад был префектом Рима, но, узнав о смерти своего отца, вернулся в Бургундию, после чего она фактически отделилась от Гесперии. В Галлии остался единственный римский анклав – Нейстрия с Парижем, где распоряжались полководцы-вельски: сперва Эгидий, а затем его сын Сиагрий. Но продолжалось это недолго. В 486 году Сиагрия разбил франкский король Хлодвиг и присоединил Нейстрию к своим владениям.

Дни самого Рима были сочтены. Но на его гибель, как ни странно, повлияли результаты битвы между варварами при Недао. Поэтому мы должны вернуться к судьбе гуннов и их союзников – славян.

Итог блистательной истории гуннов был страшен. Когда они отступили в низовья Днепра, никто не думал, что поражение будет окончательным. Ирник и Денгизих хотели перегруппироваться, чтобы продолжить войну против гепидов и остготов. Сделать это не удалось. С востока, из-за реки Урал, пришли орды кочевников и вызвали новое переселение народов.

Первыми снялись абары – европеоидное племя, обитавшее в Джунгарии. На поиск земель отправилось не всё племя, но значительная его часть. Причины переселения непонятны, а последствия оказались серьезны. Абары напали на племя сабиров, кочевавшее к западу от них. Сабиры в свою очередь навалились на угров и, спасаясь от своих врагов, заняли предкавказские степи. Уграм стало тесно, они восстали против гуннов и развязали войну. Приск Панийский называет три угорских племени, поднявшие восстание: сарагур, урог, оногур. Нет оснований считать их тюрками, как это делают, например, Э. Люттвак в монографии «Стратегия Византийской империи» или С. Рансимен в «Истории Первого Болгарского царства».

Против угров выступили акациры, чтобы защитить своих гуннских вождей, но были разбиты и истреблены. Вероятно, на стороне гуннов сражались анты и тоже потерпели поражение. После этого часть сабиров явилась в будущую Северскую землю на Днепре и заняла ее. Впоследствии эта часть племени ославянится и станет известна как северяне.

* * *

Ирник и Денгизих не сдавались. Они решили вновь прорваться в Паннонию и таким образом уйти от предателей-угров. Казалось, обстоятельства благоприятствуют этому. В Паннонии продолжалась война.

Эту небольшую область так и не смогли поделить варварские племена. Остготы выгнали из Паннонии ругов, и те ушли в Норик, где создали свое королевство. До этого Нориком правил святой Северин – православный подвижник и чудотворец. Он признавал императорскую власть, но, по сути, пытался основать коммунистическое государство, основанное на принципах ранних христиан. На картах поздней Римской империи эта область обозначена как «владения Северина», потому что историки так и не смогли определиться, с чем имеют дело в данном случае.

Когда руги отступили в Норик, Северин сумел договориться с их вождями Флакифеем и Филетеем. Римляне и варвары мирно сосуществовали. Но после смерти Северина здесь образовалось королевство ругов, или «рутенов», – Ругиланд.

А в Паннонии продолжалась война. Против остготов выступили скиры. Их поддержало одно из гуннских племен, садаги, которые не пожелали уйти с берегов Среднего Дуная. Денгизих бросился им на выручку, произвел диверсию и ослабил готов. В его войске было три гунно-угорских племени – ултзинзуры, биттогуры, бардоры. Может быть, гуннам и удалось бы восстановить силы, но возник конфликт с Восточной Римской империей. В это время ею правил временщик Аспар – смертельный враг гуннов. Официальная версия событий гласит, что Денгизих напал на границы империи, но был разгромлен и погиб. Ему отрубили голову и отправили ее в Константинополь императору Льву Мяснику. Но возможно, нападавшими были как раз византийцы, выполнявшие приказы Аспара.

С гуннами было покончено. За ними охотились как за дикими зверями. Остатки народа просили разрешения поселиться в Византии. К тому времени ситуация в Константинополе изменилась. Император Лев I Мясник (457–474) сумел расправиться с варварами в армейском командовании. Лев казнил главных из них – Аспара и Ардавура, после чего армейская верхушка стала постепенно приходить в норму – варваров в ней заменяли на коренных византийцев, то есть на греков, вельсков, армян. С этой поры можно сказать, что император (так его титул звучал на латыни) превратился в базилевса (перевод того же титула на греческий). Правда, процесс очищения Византии лишь начинался, в войсках оставалось много ненадежных, но оздоровление всё же имело место. Наследников Аттилы это спасло. Личной неприязни к гуннам император не питал, а потому разрешил им поселиться в Малой Скифии – Добрудже.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению