Джейкоб Генри Шифф. Гений финансового мира и главный спонсор русских революций - читать онлайн книгу. Автор: Адлер Сайрус cтр.№ 75

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Джейкоб Генри Шифф. Гений финансового мира и главный спонсор русских революций | Автор книги - Адлер Сайрус

Cтраница 75
читать онлайн книги бесплатно

До того, как в Нью-Йорке возникли разнообразные благотворительные общества, некоторые их функции исполнял Шифф. Поразительно, но даже в то время, когда он был занят крупными проектами, он находил время и для мыслей о нуждах отдельных, совершенно незнакомых ему людей. Такая деятельность совпадала с его мыслями о том, что помогать надо тем, кто способен помочь себе сам, а не просто раздавать милостыню. В записке, написанной от руки и посланной с курьером Исидору Штраусу, он рассказал об одном человеке, в свое время преуспевавшем на Западе. Он обанкротился в период коммерческого спада; Шифф писал, что у этого просителя есть жена и дочь, и интересовался, нельзя ли устроить его на работу в одном из магазинов сети «Мэйсис». 27 января 1888 г. он сообщал Уильяму М. Айвинсу, что некий сотрудник полиции заслуживает повышения, и просил его рассмотреть дело. Характерная просьба от 11 сентября 1896 г. подана от лица девушки, которая хотела взять в аренду газетный киоск, чтобы иметь возможность оплачивать уроки живописи: «Молодой русской девушке (19 лет), которая днем изучает графику в Институте Купера, нужно зарабатывать небольшую сумму, чтобы иметь возможность продолжать занятия живописью, к которой у нее большой талант. Знакомые посоветовали ей взять в аренду небольшой складной стол и торговать газетами на углу Бродвея с 16 до 19 часов. В таком случае она будет продавать достаточное количество экземпляров вечерних газет, чтобы содержать себя. Прошу Вас не отказать ей в ее просьбе! Таким образом Вы поможете достойной, талантливой девушке стать очень полезным членом общества».

Еще одно письмо было вызвано желанием помочь женщине-врачу заниматься частной практикой в то время, когда женщины-врачи не пользовались большой популярностью; еще в одном случае Шифф просил устроить молодую женщину в хор. Он написал письмо от имени некоего парикмахера, которого рекомендовал как «учтивого и чистоплотного», чтобы тому выделили помещение, где он мог бы устроить свою парикмахерскую. Вот всего лишь несколько примеров из буквально сотен случаев, когда он прибегал к своему влиянию и своим связям, помогая попавшим в беду людям занять подходящее им положение.

Роберт У. Де Форест вспоминает, как они с Шиффом участвовали в создании сберегательной кассы взаимопомощи и «Национальной биржи труда». Шифф долго был вице-президентом Общества благотворительных организаций.

«Все эти три учреждения (пишет Де Форест. – Авт.) в первую очередь нацелены на развитие самопомощи и восстановление трудоспособности у тех, кто… попадал под их опеку. Мистер Шифф считал, что такая цель должна находиться в основе всех благотворительных действий в помощь отдельным лицам или семьям и она составляет основную идею его филантропии».

В период безработицы, последовавшей за паникой 1907 г., Шифф предложил Роберту Де Форесту создать биржу труда. 1 октября 1908 г. он писал: «Опыт последнего года наглядно подтвердил впечатление, которое сложилось у меня довольно давно: нам в Нью-Йорке очень нужно действенное агентство, точнее, сеть агентств, которые будут сводить вместе работников и работодателей. За прошедшие годы в разные времена я участвовал в создании нескольких агентств по трудоустройству, но через некоторое время все они терпели крах, главным образом потому, что дела в них велись равнодушно, а во главе не было опытных, достойных людей.

По-моему, сейчас настало время для того, чтобы дело взяли в свои руки люди достойные; мне бы хотелось, чтобы Общество благотворительных организаций и Объединенное еврейское благотворительное общество сообща подумали над тем, что можно и нужно предпринять для создания эффективной биржи труда как постоянно действующей независимой организации. Я убежден: если такую биржу организовать надлежащим образом, можно избежать многих незаслуженных страданий и избавиться от существующих социальных беспорядков».

Вскоре по его предложению была создана «Национальная биржа труда». Двумя главными жертвователями, внесшими в фонд будущей биржи 100 тыс. долларов, стали Шифф и Де Форест. Шифф продолжал принимать активное участие в работе биржи до 1915 г., когда между ним и руководством возникли острые разногласия из-за политики биржи. В 1915 г. Шифф узнал о дискриминации сотрудников биржи по отношению к евреям и католикам. Он неоднократно излагал свои взгляды в решительных письмах, но лучше всего, наверное, его точка зрения представлена в сопроводительном письме Де Форесту:


«27 марта 1916 г.

Уважаемый мистер Де Форест!

Вы, как я полагаю, осведомлены о разногласиях, возникших между мистером Баннардом и мною относительно методов работы «Национальной биржи труда», и знаете, что вследствие этого я вышел из правления общества, за существование которого в первую очередь несем ответственность мы с Вами. Поэтому мне кажется, что я обязан и Вам, и себе изложить причины, по которым я занял определенную позицию, хотя допускаю, что Вам известно содержание моей переписки с м-ром Баннардом. Вы, несомненно, вспомните обстоятельства и условия, которые шесть или семь лет назад легли в основу создания «Национальной биржи труда»: в продолжительный период застоя и безработицы, тщательно изучив положение, мы пришли к выводу о необходимости создания биржи, общенациональной по масштабу, имевшей целью свести вместе работодателей и соискателей работы.

Создавая биржу, мы считали, что она станет чисто общественной организацией, будет помогать всем без исключения, не будет никому отдавать предпочтения. Возврат же затраченных средств должен был играть второстепенную роль… Почти с самого начала оказалось трудно… воплощать в жизнь те цели, ради которых общество было основано. Письмо вышло бы слишком длинным, если бы я стал подробно перечислять Вам многочисленные судебные процессы, отставки управляющих… и их причины. Достаточно сказать, что биржа не стала общенациональной по масштабу и вынуждена была ограничиться сугубо местной деятельностью…

Однако похоже, что даже при ее нынешнем состоянии… руководство биржи стало прибегать к методам, по моему мнению, достойным порицания и совершенно противоположным духу, в котором была основана биржа. Несколько месяцев назад меня забросали письмами соискатели работы. Они протестовали против дискриминации, какой подвергались работники иудейского вероисповедания – а в некоторых случаях и католики, – а также против грубости и унижений, каким их подвергали сотрудники биржи.

Расследуя эти случаи, я, к моему изумлению, узнал, что положение нисколько не преувеличено. Оказывается, в анкетах, которые заполняют соискатели, имеется требование указать вероисповедание – и это в американской социальной службе! – и с соискателями, которые указывали иудейское вероисповедание, обращались невежливо и не советовали обращаться за дальнейшей помощью и информацией. Когда я указал на это управляющим, они не отрицали, что такие условия действительно существуют, но оправдывались нежеланием многих работодателей нанимать евреев и условиями, из-за которых подобных соискателей нежелательно было никуда посылать. Хотя я прекрасно знаю о существовании подобного предубеждения, которое, к сожалению, широко распространено в обществе, я настаивал на том, что «Национальная биржа труда» не должна идти на поводу у предвзятых работодателей; что на бирже нельзя наводить справки о вероисповедании соискателей; что биржа должна выяснять лишь квалификацию и опыт соискателей, претендующих на то или иное место; что бирже следует во всяком случае отправлять к работодателям людей, которых биржа считает пригодными для занятия вакантных мест; а если у работодателей имеются предрассудки и они склонны к дискриминации, пусть, в конце концов, сами решают, нанимать ли на работу присланных биржей соискателей.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию