Ровесник СССР: Всюду Вселенную я объехал - читать онлайн книгу. Автор: Владимир Силантьев cтр.№ 46

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Ровесник СССР: Всюду Вселенную я объехал | Автор книги - Владимир Силантьев

Cтраница 46
читать онлайн книги бесплатно

НЕ ДАЙ БОГ ВОСКРЕСНЕТ!

Число приезжающих в Москву иностранных гостей резко увеличилось после снятия ограничений на въезд, на провоз и обмен валюты. Туристы устремились в Москву, надеясь увидеть столицу России без коммунизма. Пожалуйста! На Лубянке снесли памятник главному чекисту Дзержинскому. На ВДНХ уже давно убрали белую скульптуру Сталина, изваянного во весь рост, как обычно, в шинели, с согнутой рукой. Других памятников вождю в столице я не видел, хотя в президиуме многих партсобраний и в кабинетах секретарей непременно возвышался бюст вождя. Но на Театральной площади остался огромный мраморный Карл Маркс, а на углу Кропоткинской в угрожающей позе стоял Фридрих Энгельс с вытянутой в сторону восстановленного храма Христа Спасителя рукой. На Калужской площади, напротив здания МВД, не тронули скульптурную композицию с памятником Ленину.

Москва теперь могла поспорить с Парижем и Лондоном по количеству и разнообразию магазинов, по насыщенности «ночной жизни». Фасады, стены, крыши, проезжая часть улиц забиты рекламой иностранных товаров. Начиная от круглого символа немецкого «мерседеса» над бывшим зданием правительства напротив Кремля до рекламы американской зубной пасты «Колгейт» на автобусных остановках. Заглянет турист в ГУМ, чьи витрины смотрят на ленинский мавзолей, осмотрит первую секцию и повернет обратно. В ней духи «Шанель» и прочая французская косметика. Не экзотика.

А что же он найдет необычного в Москве? «Известия» опубликовали пространную статью-жалобу экскурсовода на скудость достопримечательностей в столице, об ограниченном доступе в Кремль. Статья начиналась так: «Торжество 60-летия Победы привлекло к Москве потенциальных путешественников. У московского туризма и экскурсионного дела, пребывающих в упадке, появился шанс. Нетрудно предсказать, что он будет упущен».

Кремль закрыт со стороны Красной площади, а вход в него налажен через задние ворота, исторически связанные с хозяйственными дворами. Грановитая палата и другие пустуют, по ним водят режимные экскурсии. Автор не упоминает, что при Ельцине убрали скромный кабинет и комнату с железной кроватью Владимира Ильича Ленина, что привлекало экскурсантов. Кремль до сих пор не может восстановить свое старое паломническое значение. Гробницы великих княгинь и цариц невидимы в подземелье Архангельского собора. Едва видны фасады президентской резиденции – Кремлевского сената. В ночное время соборное ядро Кремля едва подсвечено.

Нет бы автору вспомнить главную достопримечательность центра Москвы – Мавзолей Ленина, неповторимое архитектурное сокровище, зарегистрированное ЮНЕСКО. Да бог с ней – с идеологией. Западного обывателя приучают считать политику грязным делом. А вот экзотика! И саркофаг внутри, и забальзамированный Ленин, и могилы его соратников и последователей в тылу мавзолея. А вереница ниш с укрытыми в них урнами с прахом выдающихся советских людей – прославленных фронтовых маршалов, министров, ученых, Героев Социалистического Труда и, наконец, столь чествуемых во все времена Юрия Гагарина и его коллег. Где еще есть такой сплав чести и достоинства страны, ее символов и исторического величия, породивших широкий интерес к Советской эпохе!

Ан нет! Горстка писак-антиленинцев, ненавистников советского строя, антикоммунистических кликуш обрушилась с бульварной руганью на Ленина, муссировала идейку его перезахоронения и закрытия мавзолея, ликвидации захоронений в Кремлевской стене. К этим крикливым голосам присоединился глава нашей православной церкви, призвав убрать с Красной площади «погост». Он, видите ли, мешает крестному ходу из Кремля до Казанского собора. Так сверните в сторону, обойдите ГУМ, «крестники» пройдут лишние сто—двести метров, продолжат песнопения и молитвы.

Мне вспомнился Лондон, где я работал корреспондентом более трех лет. Вспомнилось его «лобное место» – здание парламента, Вестминстерское аббатство и площадь, их соединяющая. Она раза в три меньше Красной площади в Москве. Но историческая суть обеих очень схожа. В аббатстве, подобно нашему мавзолею и захоронениям у Кремлевской стены, покоятся останки великих английских деятелей – Ньютона, Дарвина, Диккенса и других, а также находятся усыпальницы королей. Поразительно, что внутри аббатства пол центральной аллеи выложен каменными надгробиями с именами знаменитых британцев. Если в московском мавзолее посетитель спускается вниз по ступеням, обходит саркофаг с Лениным и выходит наружу – к захоронениям у стены, то в аббатстве турист ступает по плитам надгробий. Мне было не по себе, когда я шагал по надписям с именами писателей-классиков. Уж не помню, в какой очередности – то ли сначала наступил на Диккенса, то ли на Вальтера Скотта. Свернув с аллеи к выходу, я увидел вырывающийся из пола Вечный огонь в память о неизвестном британском солдате. В Москве мемориал Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата вынесен в более доступное место – к стене в Александровском саду. В обеих столицах люди стремятся посетить эти главные туристические достопримечательности.

В Лондоне возле Биг-Бена и здания парламента установлен монумент Оливеру Кромвелю. Косясь, быстрым шагом проходят мимо него в палату лордов отпрыски английской аристократии. Кромвель – творец буржуазной революции в XVII веке. Он победил в двух гражданских войнах королевскую армию, снес не одну голову тогдашних земельных вельмож. Революционер Владимир Ильич Ленин также крушил власть помещиков и самого крупного из них – царя. Он выиграл одну Гражданскую войну, но какую тяжелую! – на территории от Бреста до Тихого океана, где мы «свой закончили поход». Так что прошлое Москвы и Лондона не только экзотика. Кстати, раз в год на открытие сессии парламента мимо статуи Кромвеля проезжает карета с английской королевой Елизаветой II. К ней с уважением относится вся страна.

А на Арбате разгуливает вразвалочку Ленин-пародист. Он картавил, давая интервью иностранному газетчику. Снимался с западными туристами за несколько долларов. Эстрадные шутники пыжатся, переодеваясь под Брежнева, чмокают губами. Другой крамолы на Брежнева у них нет. Они не знают, что Брежнев подписал Хельсинкские соглашения, принял навязанную Западом «культурную корзину». Благодаря ей развязались языки у пародистов, а двойники-самозванцы Ленина смогли зашибать деньгу. Попробовали бы они паясничать, высмеивая английскую королеву Елизавету II и членов ее семьи на Трафальгар-сквер или в Гайд-парке – «углу спикеров». Их отправили бы в каталажку, если не в больницу для психопатов. Англичане берегут патриотические чувства нации.

А перестройщики горби-ельцинской выделки даже заклеймили само слово «патриотизм». Хотели вытравить из сознания людей, как ядовитый идеологический товар. Тем временем резко разрушались моральные устои общества. В армии процветала дедовщина, отмечались многие случаи дезертирства и самоубийств молодых солдат. Даже Петр I, которого воспевал А. Пушкин, а мы отмечали его вклад в развитие государства Российского, перестал «тянуть» на роль патриота. На празднование тысячелетия Казани власти переименованного города на Неве решили подарить казанцам памятник Петру I работы пресловутого Церетели. Казанцы отказались от подарка, так как с именем русского императора связаны преступления против татар. На Кубани проживающие там кавказцы-инородцы в дни праздников в Казани заклеймили Петра Великого как захватчика их земель.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению