Древние империи Центральной Азии. Скифы и гунны в мировой истории - читать онлайн книгу. Автор: Уильям М. Макговерн cтр.№ 26

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древние империи Центральной Азии. Скифы и гунны в мировой истории | Автор книги - Уильям М. Макговерн

Cтраница 26
читать онлайн книги бесплатно

Но хотя ортодоксальный зороастризм по своей природе не мог проповедоваться за рубежом, многим зороастрийским доктринам было суждено оказывать большое влияние на людей в самые разные времена и в самых разных местах. В особенности это справедливо в отношении различных народов, обитавших в Центральной Азии. Поэтому, когда мы слышим от путешественников, побывавших в новые времена у монголов, что монголы имеют обыкновение оставлять своих мертвых без погребения, демонстрируют особое отношение к собаке и относятся с огромным почтением к огню, мы понимаем, что эти обычаи и традиции являются результатом иранского влияния, веками распространявшегося на всей территории Центральной Азии.

Книга вторая
Первая империя гуннов
Глава 4
Древние обитатели Монголии

С самого начала письменной истории Монголия и прилегающие к ней регионы были родиной свирепых племен, неизменно прокладывавших себе путь к грабежам, владычеству над другими народами, а возможно, и к вечной славе. С Монгольского плато волна за волной выплескивались орды захватчиков, которые в свое время заставляли подчиниться все до единой империи Азии и не один раз диктовали свои условия половине Европы.

С учетом важности этого региона и вышедших оттуда народов удивительно, что ранняя история Монголии практически неизвестна. Первые обитатели этой огромной территории не имели письменности и, следовательно, не оставили нам литературных памятников. Археологические раскопки, безусловно, пролили бы свет на расовые и культурные связи ранних «монголов», но до сих пор серьезные археологические исследования этой территории едва касаются ее земли и дают только очень отрывочные материалы для изучения.

Единственным народом, обладавшим литературной традицией и контактировавшим с монголами, были китайцы, и, следовательно, в поисках информации, относящейся к древним обитателям этой территории, мы вынуждены обращаться к китайским летописям. Однако даже китайские свидетельства далеки от того, чтобы давать адекватное описание народа, населявшего Монголию во времена более ранние, чем за два века до рождения Христа.

Некоторые из этих китайских хроник, как, например, знаменитая «Книга истории», утверждают, что рассказывают нам о событиях, происходивших в 2500 г. до н. э. или ранее. Однако практически все ученые Нового времени сходятся в том, что эти ранние хроники носят характер полулегенд. По этой причине мы не можем слишком серьезно относиться к замечаниям, которые в этих хрониках делаются в отношении «варварских» соседей Китая.

Начиная с IX в. до н. э. китайские исторические записи становятся гораздо более точными и заслуживающими доверия; но в это время, как и в течение нескольких веков после этого, китайские историки мало интересовались какими-либо народами, проживавшими за пределами Поднебесной империи. Фактически эти чужеродные племена считались заслуживающими упоминания, только когда одно или другое из них совершало успешный набег на китайскую территорию. Несмотря на отрывочность и неполноту ранних китайских записей о соседях Китая, они не лишены интереса и ценности, поэтому нам, безусловно, стоит вкратце рассмотреть записи, посвященные северным соседям Поднебесной.

Среди «варваров», которые жили к северу от Китая и время от времени вторгались в Поднебесную империю, была одна группа под названием «рунг», другая под названием «ди» и третья группа, которую иногда называют «хун-ю». Эти названия являются, очевидно, попыткой транслитерировать туземное название группы народов, известных на Западе как гунны.

Когда мы начинаем более тщательно изучать различные китайские упоминания об этих варварских народах, становится очевидным, что термин «рунг» являлся общим названием, относящимся к очень большому числу различных народов, сильно отличающихся друг от друга в этническом плане. Однако среди этих племен рунг, несомненно, было много таких, которые принадлежали к той же самой этнической группе, что и ди, и хун (считающиеся очень тесно взаимосвязанными). Эта же группа, в свою очередь, считается предшественницей народа, позже известного, как хунну, ставшего основателем первой империи гуннов.

У нас нет никаких способов узнать, когда эти «варвары» – будь то рунг, ди или хун-ю – впервые появились на территории Монголии и на северной границе Китая. Но из китайских легенд о самых ранних правителях их собственной земли получается, что им приходилось сражаться с предками тех же племен, которые так хорошо известны нам по более поздним и более точным записям.

Так, например, легендарный Хуан-ди, или Желтый император, предположительно правивший Поднебесной империей около 2600-х гг. до н. э., как говорят, вел успешную войну против хун-ю. Несмотря на то что многие отраженные в записях события, касавшиеся царствования Желтого императора, носят мифический характер, принято считать, что эта личность действительно существовала и история о его конфликте с хун-ю, или ранними гуннами, имеет под собой реальную основу.

У китайцев есть другая легенда о том, что в какой-то момент после падения династии Ся – первой «великой императорской династии» Китая, – случившегося в 1818 г. до н. э., потомок последнего правителя из этой династии бежал на север и нашел убежище у гуннов. Дальше в легенде говорится, что гунны не только радушно приняли беглого принца, но и избрали его своим правителем. Фактически утверждается, что все правители будущего великого царства Хунну, или империи гуннов, были потомками этого беглого китайского принца. Данная легенда не заслуживает большого доверия и достойна упоминания лишь потому, что в более поздние времена вера в эту историю оказала определенное воздействие на отношение китайцев к гуннам и гуннов к китайцам.

Но хотя мы можем сильно сомневаться в том, что, как гласит легенда, китайский принц был признан правителем всех гуннских племен севера, вполне возможно, что эта история имеет под собой некоторые реальные основания. Мы, без сомнения, знаем, что в более поздние времена многочисленные китайские перебежчики, которые больше не могли оставаться в Поднебесной, отправлялись на север, где были гостеприимно встречены правителями гуннских племен. Следовательно, вполне вероятно, что подобное положение дел имело место и в более ранние времена, и не один, а несколько китайцев знатного, а может быть, и царского происхождения, у которых на родине возникли проблемы, нашли приют среди древних обитателей Монголии. Китайские беженцы наверняка заключали браки с женщинами того народа, который их приютил, что имеет огромное значение, когда мы подходим к вопросу о расовой принадлежности этих «северных варваров».

Гораздо больший интерес, чем вышеупомянутые легенды, представляют рассказы, касающиеся близких отношений, существовавших между «северными варварами» и предками китайских императоров дома Чжоу. Династию Чжоу обычно считают самой прославленной из всех правящих домов Китая. Монархи из этого дома не только правили Китаем гораздо дольше, чем члены любых других династий, но именно в течение периода Чжоу Китай превратился в великую классическую цивилизацию. Именно в этот период было составлено конфуцианское Пятикнижие. И именно в этот период жили и писали свои труды такие великие мудрецы, как Конфуций, Мэн-цзы и Лао-цзы.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию