Герцог Мальборо. Человек, полководец, политик - читать онлайн книгу. Автор: Людмила Ивонина cтр.№ 30

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Герцог Мальборо. Человек, полководец, политик | Автор книги - Людмила Ивонина

Cтраница 30
читать онлайн книги бесплатно

Пренебрегая положениями Рисвикского мира, Людовик XIV по совету военного министра Шамийяра и вняв мольбам вдовы Якова II Марии Моденской, признал права на английский престол его сына Джеймса Фрэнсиса Эдварда под именем Якова III. Мария Моденская считала, что пока Вильгельм Оранский является королем Англии, Джеймс Фрэнсис Эдвард должен оставаться частным лицом, но если он откажется от королевского титула, то откажется и от своих прав на престол по рождению. Что же до Людовика, то он прежде всего руководствовался политическими мотивами.

Этот акт мог быть ответом на «предательство» Вильгельма Оранского и его союз с императором.

Вообще-то двор английского короля в Сен-Жермене дорого стоил казне Людовика. Он был пышным даже в сравнении с двором Карла II. Если Карл II получал ежегодную пенсию от французского короля 192 тысячи ливров, то Яков II и затем Яков III ежегодно тратили 600 тысяч ливров. В 1652 году в окружении Карла II находилось 76 придворных, а двор Якова III состоял из 140 человек. Так Франция на всякий случай обеспечивала достойную жизнь претенденту на английский трон.

Как бы то ни было, именно признание Версалем прав Якова III заставило Вильгельма ускорить подготовку к войне и сплотить общественное мнение в Англии вокруг своей дипломатии. В октябре 1701 года парламент принял «Акт о престолонаследии», согласно которому английский трон переходил по наследству только к приверженцам англиканской церкви, что исключало его занятие католиками — Стюартами. Герцогиня Орлеанская так отреагировала на эту новость в письме к ганноверской курфюрстине Софии: «Я уверена, что вы и ваши сыновья будут призваны на английский престол. Говорят, что принцесса Датская (то есть Анна) так пьет, что подорвала свое здоровье. У нее больше не будет детей, а король Вильгельм столь хрупок, что долго не проживет…» Прогноз принцессы насчет Вильгельма сбылся, а вот София на трон Англии так и не села.

Тогда же в парламенте был ратифицирован и договор о Великом союзе. На заседании палаты общин Вильгельм III заявил о необходимости защитить Англию и принципы «Славной революции». Но 8 марта 1702 года Вильгельм умер, и это дало Людовику надежду на возобновление переговоров с Морскими державами. Он рассчитывал на оживившихся на Альбионе якобитов и противников войны в Голландии, но как оказалось, зря. «Результаты признания Претендента (то есть Якова III. — Л. И.) нашим королем были разрушительными для мира и более всего подвигли английскую нацию к войне», — скоро скажет маркиз де Торси. Вступившая солнечным воскресным днем на трон королева Анна Стюарт под нажимом Мальборо, а точнее, его супруги Сары, не стала менять намеченный Вильгельмом внешнеполитический курс. 15 мая 1702 года Великий союз объявил войну Франции.

Сколько бы мы ни рассуждали о карьере Джона Мальборо, остается непреложным тот факт, что мировую известность ему принесла именно война за испанское наследство. «Искусство войны… как определенно благороднейшее из всех видов искусств, неизбежно становится значимой составной частью прогресса», — записал почти столетием позже английский экономист Адам Смит в своей книге «Здоровье нации». Этим искусством Мальборо обладал в совершенстве; кроме того во время войны проявились его способности как политика и дипломата.

VII. Радости и печали высокого полета

Ничье царствование не было с большей справедливостью прославлено как в войнах, так и в науках, чем царствование Анны…

Диббин

«Подобно Людовику XIV, она играла в «великое царствование»: у нее были свои памятники, свое искусство, свои победы, свои полководцы, свои писатели, свои личные средства, из которых она выдавала пенсии знаменитостям, своя галерея произведений искусств. У нее тоже был пышный двор и свита, собственный этикет и собственный марш. Двор этот был воспроизведением в миниатюре всех «великих людей» Версаля — и в оригинале не очень-то великих. В некотором роде обман зрения, но прибавьте к этому гимн «Боже, спаси королеву», музыка которого заимствована у Люлли, и все вместе создавало иллюзию сходства. Все необходимые персонажи налицо: Кристофер Рен вполне подходящий Мансар [10], Сомерс не хуже Ламуаньона [11]. У Анны был свой Расин — Драйден, свой Буало [12] — Поуп [13], свой Кольбер — Годолфин, свой Лувуа — Пемброк [14] и свой Тюренн — Мальборо. Увеличьте только парики и уменьшите лбы. В общем, все торжественно и пышно, и Виндзор в то время почти не уступал Марли. Но на всем лежал женственный отпечаток, даже отец Телье [15] у Анны носил имя Сары Дженнингс. Несмотря на то что Англия ссорится в это время с Францией и побеждает ее, она ей подражает и заимствует у нее просвещение; все, что красуется на фасаде Англии, освещено лучами Франции. Жаль, что царствование Анны продолжалось только двенадцать лет, иначе англичане, недолго думая, стали бы говорить «век Анны», как французы говорят: «век Людовика XIV»…» — так образно с французской точки зрения сравнил Британию и Францию начала XVIII века Виктор Гюго в своем знаменитом романе «Человек, который смеется».

В то время можно было многое сравнивать — значительная часть Европы развивалась в едином культурном (и не только!) порыве. Вместе с тем справедливого сравнения достичь невозможно, ибо каждая страна привносила в «известный персонаж» свои характерные черты. К примеру, Годолфин не был Кольбером, даже приблизительно; критически настроенную по отношению к Церкви герцогиню Мальборо сложно сравнить с мрачным духовником короля Людовика отцом Телье; а Мальборо в масштабе континента не был Тюренном, но в политике его превзошел.

С восшествием на престол королевы Анны Джон удостоился ордена Подвязки, стал командующим артиллерией с доходом в 1500 фунтов, получил под свой контроль снабжение армии амуницией. И у супруги прибавилось должностей — она отвечала за королевский стол и одеяние, контролировала расходы королевы. Заодно Анна отдала дорогой подруге Саре должность смотрителя Виндзорского парка — просто потому, что та часто восхищалась резиденцией смотрителя. Замужние дочери Черчиллей стали королевскими фрейлинами.

Естественно, в среде аристократии и политической элиты исключительные знаки королевского внимания к одной семье не могли остаться незамеченными. К тому же они подкреплялись солидными деньгами. Доход Мальборо от его должностей составлял 54825 фунтов, а Сары — 9500 фунтов; это были огромные суммы по тем временам. Другие члены клана Черчиллей тоже не были обделены вниманием. Чарльз Черчилль стал генералом, а Джордж, собутыльник принца Георга Датского, — адмиралом.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию