Как жили и во что верили первые христиане - читать онлайн книгу. Автор: Иннокентий Павлов cтр.№ 64

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Как жили и во что верили первые христиане | Автор книги - Иннокентий Павлов

Cтраница 64
читать онлайн книги бесплатно

В Деян далее не говорится, сколько впоследствии было пресвитеров/старейшин в Иерусалимской церкви. Можно предположить, что уже больше, чем семеро. Зато дееписатель обозначает их функции. Так, собранные Антиохийской церковью на случай голода деньги были отосланы в Иерусалим «старейшинам через Варнаву и Савла» (Деян 11:30 в РВ). Как видим, старейшины Иерусалимской церкви по-прежнему выполняют распорядительные функции, связанные с церковными финансами. Однако затем мы встречаем их наряду с апостолами решающими принципиальный вопрос целеполагания миссии к язычникам (об этом в разделе 3.4.2). Словосочетание апостолы и старейшины/пресвитеры в связи с этим употреблено шесть раз (Деян 15:3, 4, 6, 22, 23; 16:4). От их имени пишется послание языкохристианам Антиохии, Сирии и Киликии (Деян 15:23). Итак, старейшины Иерусалимской церкви — не просто помощники апостолов в распоряжении церковными финансами, но их соратники во всем, а в исторической перспективе и их преемники. То же мы увидим во время последнего прихода Павла в Иерусалим в 57/58 году, когда на его встречу с Иаковом — братом Господа «собрались и все старейшины» (Деян 21:18 в РВ), что уже указывает на устойчивую коллегию, пришедшую на смену Двенадцати.

Другое дело — первые языкохристианские церкви Сиро-Палестинского региона. Они немногочисленны, а посему на первых порах пресвитерий представляется для них излишним. Им достаточно избираемых, очевидно в небольшом числе, должностных служителей — епископов и дьяконов, надзирающих за дисциплиной и отвечающих за целевое использование привлекаемых денежных средств и другого имущества. Кроме того, было бы странно избирать старейшин, когда все члены общины находятся в положении учеников/неофи-тов. Для этого языкохристианским церквам требовалось проделать некоторый исторический путь в своем развитии.

Теперь обратимся к собственной-миссии-Павла, если следовать Деян. Уже в его первом миссионерском путешествии перед нами предстает такая картина. Описывая проповедь Павла и Варнавы около 47 года на юге Малой Азии в городах исторических областей Ликаонии и Писидии (Листра, Иконий и Антиохия Писидийская), дееписатель отмечает:

В каждой общине они назначили старейшин, возлагая на них руки, и после молитвы и поста поручали Господу, в которого те уверовали (Деян 14:23 вРВ),

вероятно, из числа боящихся/чтущих Бога, откликнувшихся на их проповедь. Встает вопрос: аналогичны ли функции этих уже языкохристианских старейшин/пресвитеров тем, что мы видели ранее в Иерусалимской церкви? И. А. Левинская отвечает на этот вопрос положительно214. Далее в Деян старейшины основанной Павлом церкви встретятся нам уже в столице провинции Асия (Азия) Эфесе, когда Павел около 57 года призовет их к себе для прощальной беседы (Деян 20:17-37). Здесь, правда, он назовет их епископами (Деян 20:28). Опять же встает вопрос: идет ли речь о должности, известной нам по Дидахе, 15.1, или о более широкой функции «смотреть за всем стадом», как в РВ передан данный термин? И. А. Левинская это обстоятельство комментирует так: «Двойная терминология, по видимому, объясняется тем, что в еврейских христианских общинах пользовались более привычным для иудаизма обозначением «пресвитер» <...>, а в общинах, состоявших из бывших язычников и основанных Павлом, — «епископ» (характерно, что в посланиях, автором которых, без сомнения, был Павел, термин «пресвитер» не употребляется)»215.

Это правда. Более того, приветствуя в 54/55 году филиппийских христиан, Павел обращается ко

всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами (Флп 1:1 в КП).

Но, с другой стороны, уже в своем первом из дошедших до нас посланий, обращенном к христианам Фессалоник (50/51 год), Павел призывает их

отдавать должное трудящимися между вами и предстоятельствующими у вас в Господе и вразумляющими вас (1 Фес 5:12 в КП).

Точная калька с греческого — предстоятельствующие, казалось бы, говорит в пользу некоего президиума общины, имея в виду старейшин. Однако судя по контексту речь всё-таки идет о дьяконах — трудящихся, и о епископах — вразумляющих. Другое дело, предстоятельствующий (хотя, понятно, речь здесь идет не об одном лице) в Рим 12:8. Все признанные русские переводы передают этот термин функционально: начальник (СП), кто начальствует (КП), кто руководит (РВ), имея в виду уже члена пресвитерия, что, судя по всему, справедливо, поскольку учители, увещатели (что явно указывает на епископов) и служители (дьяконы) здесь были названы ранее (Рим 12:7-8).

Подведем некоторый итог, прежде чем мы рассмотрим позднейшую ситуацию конца I века, когда, с одной стороны, институт пресвитерия утвердился в языкохристианских церквах, что привело к некоторой деформации их начальных обычаев, известных нам по Дидахе, а с другой — на востоке Римской империи из него вскоре вырос монархический епископат, встретивший то или иное сопротивление иудеохристианских эмигрантов в диаспоре. Итак, как согласовать сообщения Деян о поставлении Павлом (поначалу вместе с Варнавой) старейшин в языкохристианских церквах с его приведенными выше собственными словами? Мне представляется, что И. А. Левинская дала в принципе верное, хотя и несколько упрощенное, объяснение. Дело в том, что Книга Деяний Апостолов появилась довольно поздно, даже если принять 85 год как время ее написания, хотя, скорее всего, речь идет о куда более позднем времени. Безусловно, пресвитерий как институт получил тогда признание в языкохристианских церквах, причем в том числе и в связи с деятельностью епископов (нескольких в общине), особенно если они были поставлены / рукоположены апостолами, включая Павла. Более того, в функционировании этих пресвитеров/старейшин мы, очевидно, уже обнаружим те притязания, о которых (понятно, не без воли самих этих церквей или, во всяком случае, большинства их членов) свидетельствует Климент Римский во второй половине 90-х годов. Вот Лука (или его редактор) и решил возвести начальное появление старейшин языкохристианских церквей к Павлу, хотя последний, судя по всему, участвовал лишь в поставлении для них епископов и дьяконов, еще не аналогичных в полной мере иудеохри-стианским пресвитерам/старейшинам. Другое дело, что первым из них, во всяком случае некоторым, кто дожил до последних десятилетий I века, и могло быть присвоено звание старейшин в качестве апостольских ставленников. Тогда как в Римской церкви, основанной, судя по всему, в первой половине 40-х годов (И. А. Левинская приводит достаточно обоснованную аргументацию в пользу 41 года216) и при этом с самого начала отличавшейся многочисленностью, их служение, особенно если иметь в виду ее иудеохристианскую составляющую, было установлено, причем именно апостолами, изначально.

В связи с этим есть смысл перейти к рассмотрению интересующей нас темы в хотя и отстоящем от Павлова Послания к Римлянам на 40 лет, тем не менее свидетельствующем о следующей исторической стадии в положении епископата / пресвитерия в языкохристианских церквах, Первом послании к Коринфянам Климента Римского (1 Клим), достаточно надежно датируемом 96 годом217.

Хотя в каталоге римских пап наш Климент занимает первое место среди четырнадцати из них, носивших это имя218, он не только не был папой с «вселенской юрисдикцией» (впрочем, католические идеологи в его обращении в Коринф готовы видеть как раз показатель этого), но не был даже епископом-монархом в церкви Рима, подобно адресатам Пастырских посланий (о которых ниже). Его положение предводителя римского христианского пресвитерия сравнимо с ролью архисинагога (начальника синагоги), что дает ему право говорить от лица Римской церкви, хотя и в согласии с прочими ее пресвитерами /старейшинами. А вот у пресвитерия, как в Риме, так и в Коринфе, уже появились преимущества перед остальными членами местных языкохристианских общин, что в последнем случае и вызвало выступление некоторых из них, которое Климент характеризует не иначе, как «преступный и нечестивый мятеж» (1 Клим 1). Далее следует пространное послание, представляющее по своему жанру увещевание со множеством библейских ссылок, без каких-либо властных распоряженией, но содержащее лишь призыв к «мятежникам» покориться пресвитерам (1 Клим 57).

Вернуться к просмотру книги